<-->

О трудностях разведения лаек в Свердловской области

А.Е.Гайдуков на областных состязаниях по белке

Мнение ревдинцев.

Очень непростая ситуация была в охотугодьях Ревдинского района. Охотников было мало, угодья бедные, собаки неплохие были, но в кинологических мероприятиях  почти не участвовали. На выставках выставлялось не более 10 лаек. За 6 лет правления А.Е.Гайдукова (с 2006 года) в качестве председателя общества число охотников возросло с 580 до почти 1300.  Увеличилось количество посевных площадей, а отсюда и больше стало объектов охоты: лося, кабана, медведя и косули.

Раньше Ревдинские выставки проводились только в августе. Вот уже три года это мероприятие проводят в марте. В это время года собак лучше выглядят, они не раздетые. И количество участников сразу увеличилось. Но не все Ревдинские лаечники до сих пор понимают важность и необходимость документов о происхождении, особенно это касается племенной работы. Работает собака и этого достаточно. А у гончатников к этому отношение более серьёзное и ответственное.  К сожалению нет должного взаимопонимания с кинологом «Областного союза» Т.А.Табуевой, а это также  сказывается на уровне и состоянии собаководства в районе.

А.Е.Гайдуков (Ревда). 2011 год.  

Отзывы  из  Верхотурья.

Верхотурье, как и многие другие города севера Свердловской области, находится далеко от центра. Поэтому очень сложно там вести какую-либо кинологическую деятельность. Информация поступает с опозданием, приличных собак нет, а взять их не так просто. Если стоимость щенка соответствует месячному заработку, то сто раз подумаешь об этом приобретении. Грамотную племенную работу вести некому, да и не с кем. Ближайшее место, где можно посмотреть приличных лаек, пообщаться с грамотными людьми, узнать последние новости – это Лесной. Местное общество охотников также мало чем помогает, у них даже нет участка натаски и нагонки охотничьих собак. Вот и выкручиваются местные лаечники, как только могут, и охотиться надо, и семью кормить тоже.  Поэтому держат в основном собак местного производства, в том числе и без документов о происхождении.

 Но, что всегда вызывает уважение, люди верные и надёжные, стали охотниками с лайкой и никогда этой породе не изменяют ни при каких обстоятельствах. Эта любовь одна и на всю жизнь.

                                                                          А. Секретарев (Верхотурье). 2011 год.

 

К.Г.Редькин со своими ЛКФ

Про карелок!

Карело-финская лайка, самая маленькая из четырех пород охотничьих лаек России. Однако проблемы у неё совсем не маленькие.

На протяжении нескольких десятилетий она является камнем преткновения, как для экспертов, так и для владельцев не только Свердловской, но и других областей. Неоднократные переименования, перетягивания и передергивания ни как не могут оставить в покое эту замечательную собаку. В результате многие просто не воспринимают их всерьез, мол, что с них взять: то-ли шпицы, то-ли лайки, да и в международной классификации карело-финки как таковые отсутствуют. Ну и как следствие этого, карело-финские лайки очень редкие гости на притравочных и испытательных станциях, не говоря уже о соревнованиях и состязаниях. Не секрет, что лишь малая часть карело-финок Свердловской области хотя бы единожды была испытана и дипломирована по вольерным видам. На протяжении нескольких поколений собаки имеют пустые, в этом плане, родословные.

Щенок карелки

Понятно, что маленькие, рыжие собаки совсем не конкуренты в вольере статным западносибирским лайкам, или руско-европейским, в чьих жилах течет кровь зверовых карельских собак, и уж тем более их нельзя сравнивать с экзотичными у нас восточносибирскими лайками. Высоких степеней дипломов по вольерным видам, карелкам не видать как своих ушей, возможно, за редким исключением. Не та манера работы у этих собак, для них много ближе пушнина и боровая. Так стоит ли посещать такие мероприятия?… Как владелец  двух карело-финских лаек и как человек, которому данная порода не безразлична, скажу – конечно же, стоит. Не ради победы и не ради диплома, а ради общения и обмена опытом, ради знакомства с новыми людьми и завязывания новых отношений. Да хотя бы только для того, чтобы показать людям, что есть такая порода КАРЕЛО-ФИНСКАЯ ЛАЙКА.

Владелец лаек карело-финских
К.Г. Редькин (Екатеринбург). 2011 год.

 

А.С.Журбин на охоте в Ивдельском районе

Что  происходит  с  нашим   лайководством?

 Последнее время в лайководстве многое вызывает  беспокойство:                                                                                              

1. Раскол между РФОС и РОРС, которому не видно конца и который в значительной мере влияет на развитие собаководства во всех регионах нашей страны.
2. Регламентирующие документы из вышестоящих организаций поступают с  опозданием.
3. Оформление ВПКОС идёт медленно.
4. Кадровые потери среди экспертов.
5. Снижение общего количества лаек.
6. Падение спроса на щенков.
7. Уменьшение участников выставок.
8. Ухудшение условий обитания и воспроизводства дичи, в том числе и хищнические рубки леса.
9. Низкие закупочные цены на пушнину.
10. Выдача справок на всех щенков, в том числе и на тех, которых надо выбраковывать.
11. Очень сложно вести племенную работу, т.к. приоритет в составлении пар отдан владельцам собак, а план вязок носит рекомендательный характер. Таким образом, создаются большие сложности в племенной работе и реализации плана вязок, а перспективный план развития можно вообще похоронить. Таким  образом, нарушаются основные принципы ведения племенной работы: лучших вязать с лучшими, разведение по линиям и семействам со своим лицом и отличительными качествами.
12. Цены, которые установлены за оформление общепомётной карты и выписки свидетельства – должны соответствовать и качеству услуг.
13. Постоянно возникают сложности в проведении полевых испытаний по вольным видам.

В некоторой степени  это связано с выходом нового «Закона об охоте». Но если этот закон будет применяться в том толковании, которое предлагается, то эксперты вообще не смогут проводить испытания по вольным видам, в том числе по самому массовому – белке. Хочу напомнить, что это традиционный вид испытаний,  который проводится уже несколько десятилетий ещё с прошлого столетия и очень любимый нашими корифеями того времени: Н.Б.Полузадовым, И.Н.Савиным, В.С.Зубаревым, О.И.Патокиным, А.М.Фроловым и другими. Отсюда, у владельцев собак итак идёт большой крен в сторону подсадных видов испытаний,  как более доступных. А что такое подсадные виды: собаки просто становятся травильными,  укорачивается поиск, нередко работают без голоса и т.д. Получается, что они перестраиваются под другие условия: изменяются охотничьи качества и внешний вид, т.к. в этих условиях необходимы крепкая колодка, крупная голова, мощные челюсти и зубы. А это уже не та лайка, которую создала сама  природа,  и усовершенствовали наши предшественники прошлого столетия Ф.Ф.Крестников, А.М.Сарафанов и другие в 30-х годах 20 века.

Таким путём породе может быть нанесён непоправимый вред. В данной ситуации нужен «Закон» или Постановление о правилах проведения испытаний охотничьих собак по вольным видам в свете нового «Закона об охоте».

То, что происходит с нашим лайководством, случилось не сегодня, и даже не год назад. Это происходит уже давно и на глазах не только многих наших руководителей различных рангов охотничьего собаководства, но и простых лаечников и охотников. Хочу напомнить, что исторические корни лайки находятся на Урале, а значит за её дальнейшую судьбу, а возможно и всего лайководства на Урале мы тоже несём ответственность.

Надеюсь, что поднятые вопросы о проблемах лайководства не оставят равнодушными руководителей и специалистов не только Свердловской области. А предложенные меры послужат решению назревших проблем в нашем общем далее.

   Эксперт-кинолог  второй категории по лайкам А.С.Журбин
Екатеринбург, июль 2011г.