Работа на ринге с опытным экспертом – лучшая школа для молодежи. Поэтому прямая обязанность эксперта приложить все усилия к тому, чтобы его молодой коллега получил как можно более глубокие знания, позаимствовал опыт работы. Если старший эксперт работает сам, он должен разъяснять свои действия членам коллегии, не оставляя их безучастными к происходящему на ринге. Когда младшие члены коллегии выполняют его задание, при необходимости он должен корректно поправлять их в ходе работы, а не подчеркивать и демонстрировать их ошибки. В свою очередь, молодые члены коллегии не должны забывать, что главная задача на ринге не их обучение, а проведение экспертизы. Поэтому не надо задавать много ненужных вопросов, отвлекающих от работы, высказывать различные предположения о расстановке и оценке собак, если на это не дано специального задания, и расставлять собак без поручения старшего эксперта. Все недоуменные и спорные вопросы следует решать во время перерыва или после окончания экспертизы. Отношения экспертов на ринге между собой должны быть строго официальными, без тени фамильярности, и, конечно, ссоры на ринге совершенно недопустимы.
Эксперт обязан помнить, что он находится под строгим и придирчивым контролем, не давать поводов к тому, чтобы его заподозрили в симпатиях к отдельным экспонентам. К экспонентам должно быть ровное, вежливое и спокойное отношение. Нельзя вступать с ними в пререкания, споры, грубить, повышать голос, одергивать, высмеивать и т.д. Недопустимо также и фамильярное обращение к ним на «ты», по именам и т.д. Несерьезное и невнимательное отношение к своим обязанностям, выражающееся в поверхностном осмотре даже самых плохих собак, несовместимо с этикой экспертизы. В случае, если во время экспертизы по какой-либо причине была допущена ошибка, не рекомендуется «из принципа» отстаивать её. Ошибку эту следует немедленно исправить, и престиж и авторитет эксперта при этом нисколько не будет умален.
Сам эксперт не имеет права быть лично заинтересованным в результатах экспертизы. Пользоваться доверием может только тот эксперт, у которого нет личных интересов во время проведения экспертизы. Мы знаем случаи, когда эксперты давали высокие оценки щенкам от принадлежавшего им кобеля, а потом кобель получал высокий балл «за потомство» и выходил в элиту. Совместимо ли такое положение с высоким званием эксперта? Нет, конечно. «Судья не может быть участником». Это предусмотрено в правилах выставки, но квалификационным комиссиям до сих пор приходится заниматься разбором подобных неэтичных действий экспертов.
Бывает, при оценке и описании потомков своих производителей эксперт выходит из ринга, поворачивается спиной к собакам и поручает описание и оценку членам коллегии. Это напоминает действия страуса, который прячет голову, а сам остается на виду. Ведь собаки-то к этому времени бывают расставлены, и каждая собака находится в определенной группе, значит, оценка ей предопределена. Как бы ни отворачивался и ни прятал голову эксперт, он уже не является судьей, а переходит в разряд участников. Подобные действия подрывают всякое доверие не только к эксперту, но и ко всему проводимому мероприятию и организации, его устраивающей.
Эксперт не может допустить даже небольшое завышение оценок. Обычно «добренькие» эксперты или неясно представляют себе стандартные формы породы и методики экспертизы или просто не совсем добросовестны. Реже встречающиеся «скупые» эксперты, придерживающие оценки, столь же непринципиальны. Эксперт должен быть точен в оценках. Только тогда будет высок и неоспорим его авторитет.
Ничто так не роняет авторитета эксперта и не подрывает к нему доверия, как появление его на выставке или на испытании в нетрезвом виде. К сожалению, материалы Всесоюзной квалификационной комиссии, разбирающей и обсуждающей ошибки экспертов только всесоюзной квалификации, а также и республиканских комиссий, и областных коллегий говорят о том, что указанные случаи до сих пор имеются. Экспертов, находящихся в нетрезвом состоянии, нельзя допускать к экспертизе, такие случаи должны быть материалом для самых строгих выводов квалификационных комиссий.
Большое значение для авторитета эксперта имеет хорошо составленный и своевременно представленный им отчет об экспертизе. Плохо и наспех составленный отчет или его несвоевременная сдача должны рассматриваться как недобросовестное отношение к своим обязанностям. Едва ли эксперт, плохо сделавший отчет, приславший его через год после проведения экспертизы или совсем не сдавший его, будет второй раз приглашен для проведения экспертизы.
Нельзя пренебрегать и внешним видом эксперта. Спортивные судьи носят форму. У нас этой формы нет. Может быть, пора подумать о её введении? Мы не судим людей по одежке, но никогда не следует забывать, что одежда в известной степени дисциплинирует человека. Вычурно и крикливо одетый, а тем более грязный, небритый и неряшливо одетый эксперт не вызывает доверия и симпатий у экспонентов.
В журнальной статье трудно отразить все задачи, стоящие перед экспертами. Их много, они разнообразны. Но все они требуют от экспертов бережного отношения к установившимся традициям и этическим нормам, отличного знания своего дела, принципиальных и справедливых решений. Можно надеяться, что советские эксперты будут всегда пользоваться большим уважением и доверием широкой кинологической общественности.
А. Мазовер, эксперт-кинолог Всесоюзной категории
“Охота и охотничье хозяйство” №10 – 1970.