Несмотря на то, что уровень западносибирских лаек на 13-й Всероссийской выставке значительно выше, чем на предыдущей, нельзя не заметить ряд существенных недостатков, встречающихся у экспонатов, и не только на этой выставке. К примеру – если ранее спрямленные задние конечности встречались у особей квадратного или близкого к квадрату формата, то сейчас встречаются и у растянутых собак, на данном ринге этот недостаток, в разной степени выраженности, выявлен у 17 особей, что составляет 50%.
В племенной работе при планировании вязок необходимо обратить пристальное внимание на состояние двигательного аппарата собак и форму головы, а также на разрез век. Сложно давать какие-либо рекомендации по подбору пар, т.к. при рассмотрении происхождения собак, у большинства экспонатов в документах не просматривается линейность, а просто элементарный набор собак, зачастую с высокими дипломами по подсадным видам и заветными буковками перед кличкой – п.ч. или п.п. На престижных состязаниях по подсадным видам зачастую чемпионами или победителями становятся собаки белорусского происхождения, экстерьер которых, за редким исключением, оставляет желать лучшего. Вот такие ориентиры в племенной работе.
Настораживает и тот факт, что 75,3% дипломов получены по подсадным видам. На состязаниях по этим видам присваиваются титулы полевых чемпионов или победителей. Но, извините, в каком поле лайки становятся чемпионами? Поле площадью в 4-6 га, не говоря уже о медвежьей площадке. Разве можно объективно определить чутьё и поиск на ограниченном пространстве в течение 10 минут? Таким образом, отталкиваясь в племенной работе от вольерных дипломов, мы начали терять такие качества, присущие лайке, как чутьё, широкий и глубокий самостоятельный поиск, вязкость. Иначе чем объяснить то, что встречаются собаки, которые не находят ароматно пахнущего кабана на плошали в 4 гa? Кроме того, зацикливаясь всего на разведении лаек только со зверовыми наклонностями, можно привести лайководство в никуда. Несомненно, зверовые линии нужны, медведь и кабан в отдельных регионах становится обычной добычей, а без хорошо работающей лайки эти виды зачастую невозможно добыть. Но ведь лайка-мелочница не менее востребована. Посмотрим каким же видам охот и испытаний отдают предпочтения владельцы лаек. 75,3% дипломов получены по подсадным видам, больше всего дипломов получено по вольерному кабану – 25, вольерному барсуку – 23, подсадному медведю – 20. Что касается испытаний по кровяному следу – 5, у меня всегда вызывает сомнение, особенно, если это диплом І степени наряду с имеющимися дипломами по другим пушным видам.
Дело в том, что лайка всегда срезает след, двигаясь к объекту розыска, иначе это просто нетипичная работа лайки, но, согласно правилам испытаний по кровяному следу, собака получает за это диплом не выше IIІ степени.
Потеряли популярность испытания по таким вольным видам, как белка, норка и другие пушные виды. Надо отметить такие регионы, как Алтайский край, ХМАО и другие восточные регионы, где подобные испытания проводятся регулярно. Конечно, есть и объективные причины, препятствующие испытаниям по пушным видам. Это сплошные рубки лесов хвойных пород, что отнюдь не способствует наличию зверька, отсутствие востребованности государством пушнины.
Поскольку последние правила допуска собак в класс «Элита» предполагают наличие диплома по вольному виду, то в силу этого в ряде регионов востребованы испытания по лосю и вольному кабану, хотя не все охотники предпочитают добывать этих зверей, но диплом нужен для продвижения собаки. Испытания по лосю довольно трудоёмкие по времени и, поэтому, не всегда имеется возможность испытать собак всех желающих владельцев. Если на ИТС вполне реально по одному виду испытать в течении дня порядка 25 собак, то в лесу 3 иногда 4 собачки. Здесь возникает ещё одна причина — это острая нехватка квалифицированных экспертов.
И.А.Суховский эксперт І категории, ринг западносибирских лаек (Пермский край).