<-->

Что может произойти с породой западносибирская лайка?

Эксперт-кинолог Всесоюзной категории Н.Б.Полузадов

Часть 1. Рост лаек Севера в старые времена.

Заводские породы охотничьих лаек целенаправленно стали создаваться кинологами и кинологической общественностью с 1947 года, после принятия Всероссийским кинологическим совещанием принципа географической классификации, вместо этнографической. Формирование пород по этой классификации было намечено проводить за счет слияния местных, близких отродий лаек в пределах определенных географических зон.
В 1949 году был утвержден временный стандарт на четыре породы охотничьих лаек – карело-финскую, русско-европейскую, западносибирскую и восточносибирскую, который в 1952 году был подтвержден Кинологическим советом Главного управления охотничьего хозяйства на первые три породы и оставлен временным для восточносибирской лайки. В 1954 году эта классификация охотничьих лаек была вновь одобрена Всесоюзным кинологическим совещанием. Таким образом, стандарты  лаек были не один раз рассмотрены и подтверждены весьма компетентными и уважаемыми кинологами. В то время заводские породы охотничьих лаек, находящиеся на грани исчезновения в связи с интенсивным освоением северных регионов России, с целью сохранения ценных охотничьих качеств, выработанных тысячелетиями у аборигенных групп.

Талый А.В.Виноградова

Охотничья порода западносибирской лайки создавалась для Среднего и Северного Урала и северной лесной части Западной Сибири, как принято считать, на базе местных охотничьих лаек древнего происхождения – в основном хантыйской (остяцкой) и мансийской (вогульской), а так же частично и других, соприкасающихся охотничьих отродий. Эти отродья, находясь в более-менее одинаковых условиях по жизнеобеспечению и требованиям, предъявляемым к ним, имели много общих черт. Это были легкие, среднего и ниже среднего роста, с быстрой ответной реакцией и великолепной ловкостью, хорошо “одетые”, со звонкими голосами собаки, которые прекрасно ориентировались на местности и отличались жизнестойкостью в суровых условиях, при высокой и быстрой усвояемости кормов. Без этих качеств трудно себе представить лайку тех мест.
Средний рост для охотничьей лайки, для угодий с почти повсеместным мшистым покровом и с почти сплошной заболоченной местностью, оказывался наиболее выгодным для передвижения при преследовании диких животных в такой местности. Он позволял собаке оставаться легкой, ловкой и достаточно сильной и быстрой в наиболее продуктивный период для промысла (первая половина сезона охоты), а хорошая защищенность пальцев лап “щеткой” увеличивала площадь опоры, не говоря уже о защите от механических повреждений. Несмотря на возможный более длительный период применения крупных собак зимой, последние, в целом, значительно проигрывали в продуктивности собакам со средним ростом за счет худшей проходимости крупных собак в мшистой и болотистой местности.

Рост охотничьих собак тех мест ограничивался и возможностями прокорма и выживания их в экстремальных условиях. Народности лесной зоны севера, занимаясь только охотой, рыбной ловлей и частично оленеводством, которое в основном служило тоже охоте, в общей массе никогда не жили богато, и их собаки большую часть времени в году находились на очень скромной диете, в основном на отбросах, пополняя их “подножными кормами”. Отсюда лайки подвергались очень жесткому, как искусственному отбору – на пригодность к охоте, так и естественному – на жизнестойкость в суровых условиях. Особенно жесткий естественный отбор происходил в годы неурожаев на промысловые виды, а также мышевидных грызунов, за счет которых лайки пополняли свою весьма скромную диету. В такие годы, в первую очередь, гибли крупные собаки.

Буян 5395лзс В.Ф.Коровина

Впервые рост мансийской и хантыйской лаек от холки приводится в официальном стандарте 1939 года, который подтверждает, что эти отродья лаек относились к ниже средним и средним собакам. По этому стандарту конкретный рост в холке у кобелей мансийских лаек составлял от 50 см. при средних значениях 52-57 см., а у сук – от 48 см. при тех же значениях 50-55 см. Соответственно, для хантыйской лайки нижний предел роста в холке составлял для кобелей – 50 см., сук – 48 см., при среднем росте кобелей 54-60 см., а сук 52-56 см.

А.А.Ширинский-Шихматов (1896г.), М.Дмитриева-Сулима (1911г.) и другие исследователи вогульских и остяцких лаек относили их к средним собакам по росту, но указывали их средний рост в пределах крупных собак, не поясняя, от какой верхней точки ими измерялся рост. По-видимому, величины роста этих лайковедов и вошли в первый стандарт 1925 года, где приводится средний рост для обеих половых групп вогульской лайки 60-63 см. и хантыйской 63-64 см, т.е. они имели идентичные показатели. Однако, можно с уверенностью сказать, что эти величины не относятся к росту собак в холке. Возможно, это была величина от какой-то точки головы до земли?
Для объективности следует указать и на опубликованные данные Ф.Ф.Крестниковым (1932г.), которые не укладываются ни в какие понятия и труднообъяснимы. Он приводит рост в холке для собак вогульского типа 60-64 см. и остяцкого 62-66 см. Здесь, видимо, произошла какая-то ошибка, возможно, из-за измерения метизного поголовья не только с охотничьими лайками, но и с ездовыми и крупными оленегонными собаками. Не исключена возможность и обобщения измерений с так называемой “уральской лайкой”, широко распространенной ещё в те времена у золотопромышленников. Это была крупная, с грубой головой, сильная собака, которая, в основном, использовалась для охраны предпринимателей, а также как подсобная тягловая сила и отдельные экземпляры частично и для промысла крупного зверя и соболя. В начале пятидесятых годов двадцатого века, при сплошном обследовании, мной было осмотрено у промыслового населения в бассейне реки Оби, в пределах Ханты-Мансийского округа, более двух с половиной тысяч охотничьих собак, среди которых я не встретил таких “телят”. В пятидесятые годы только на Урале встречались рослые собаки, потомки и помеси “уральской” лайки, которых трудно было спутать с вогульской или хантыйскими лайками.

Дымка 0193/39 В.Г.Павленко

Не вдаваясь в подробности породообразования, для дальнейшего ведения породы следует иметь в виду, что задолго до формирования заводских пород лаек, ещё в прошлом веке, началась метизация и засорение местного поголовья охотничьих лаек, которая с освоением северных окраин России усиливалась и к середине столетия стала повсеместной. На метизацию и засорение местных отродий охотничьих лаек ещё указывали А.А.Ширинский-Шихматов (1896г.), М.Дмитриева-Сулима (1911г.), В.И.Белоусов (1911г.) и другие. Метизация происходила не только между охотничьими породами, но и с ездовыми, оленегонными и разными завезенными собаками.
Весьма интересные конкретные данные приводят в своей брошюре И.И.Вахрушев и М.Г.Волков (1945г.). Согласно этих данных, при сплошном обследовании собак в промысловых поселениях рек Сосьвы, Оби и Тавды в 1929 и 1930 г.г, организованных Уралохотсоюзом, с охватом 3032 собаки (лайки?) на 100 осмотренных пришлось только 8 породных лаек. Более поздние обследования в 1937 году И.А.Гуляевым в Ивдельском районе Свердловской области, М.Г.Волковым в Березовском районе Ханты-Мансийского национального округа и в 1938 году Э.И.Шерешевским в Назымском национальном совете Ханты-Мансийского национального округа, дали лучшие результаты. Здесь, по объединенным данным, было осмотрено 605 собак, из которых на 100 осмотренных пришлось 22 породные лайки. Такое значительное увеличение породности местного поголовья охотничьих собак авторы объясняют рядом проведенных мероприятий государственными органами и общественными организациями (организацией питомников, проведением выставок и выводок, выпуском плакатов, брошюр, посвященных лайкам и т.д.), а также повышением культурного и материального уровня промыслового населения.

Член президиума Российской Федерации
охотничьего собаководства, эксперт-кинолог
Всесоюзной категории Н.Б.Полузадов 25.08.1995.