<-->

Что выберет охотник?

Анализ состязаний Тюмень – Удмуртия.

В.В.Костромин и В.А.Торопов на 40-й К-Уральской выставке

Задача охотничьей лайки – отыскать (найти) в угодьях зверька, зверя или птицу и лаем (голосом) обозначить их местонахождение, и, если требуется, удерживать определенным образом до подхода человека. А как удерживать зверя или птицу собака должна уметь от природы или быть обученной. В старину различали глухарятниц, бельчатниц и лосятниц. Но это – раньше, а сейчас… В прошлом году после работы на состязаниях в г. Тюмени в ИТС «Перевалово», я написал статью в «Российскую Охотничью Газету» под названием «Закономерность или случайность». Правда, эту статью напечатали не полностью, и я приведу результаты того мероприятия:

Результаты состязаний по породному и половому признаку

Порода ЛЗС                            ЛРЕ
пол кобели суки кобели суки
 Всего прошедших экспертизу 58 33 6 6
 Без диплома 44 29 4 6
 Диплом  II cтепени 2 1 1 0
 Диплом  III cтепени 12 3 1 0
 Всего 14 4 2 0
Собака работает

Делая выводы, в той статье у меня остались вопросы без ответов. По этой причине тогда же, мы с участником тех мероприятий, экспертом Всероссийской категории В.А.Рябовым, разбирая и анализируя результаты, пришли к выводу, что состязания одиночных собак нужно повторить, и Владимир Александрович предложил провести это у себя, в питомнике в 2014 году. Сказано – сделано. И вот, работая на состязаниях 26-29 марта 2014г. в Удмуртском питомнике, на многие из вопросов я получил ответы, а также тему для этой статьи и задачи для будущего нашего лайководства.
Исходя из того, что в интернете уже было много информации по итогам данных состязаний, считаю нужным привести её в некоторую систему:

Порода ЛЗС ЛРЕ
пол кобели суки кобели суки
 Всего прошедших экспертизу 55 24 14 7
 Без диплома 15 8 1 3
 Диплом  III cтепени 16 9 10 4
 Диплом  II cтепени 16 5 3
 Диплом  I cтепени 8 2

Всего на данных состязаниях экспертизу прошли 100 номеров, в основном это западносибирские лайки (79% от общего количества).
Следующее, что необходимо отметить – вызывает настороженность то, что многие собаки обладают слабым чутьем. На прошедших состязаниях в Копках Удмуртской Республики из 100 выставленных на состязаниях номеров – 22 (соответственно, 22%), не нашли кабана, и это по снегу, где следы в тропах, и их значительно меньше, а запахи растительности – под снегом, т.е. искать след гораздо проще, а 31 собаке (31%) за чутье поставлен минимальный балл; посчитаем, получается, что больше половины представленного поголовья имеют минимальное чутье (для сведения – на состязаниях в г. Тюмени, в мае 2013г., когда земля свободна от снега и появляются запахи растительности, из 103 номеров не нашли зверя 53 номера, т.е. 51,4 %)!

Теперь к зверь сложно подступиться

Анализируя работы собак на данном мероприятии, особенно озадачила меня и членов моей комиссии работа ЗСЛ Таймыра 3749/13 вл. Волкова А.Н.
Таймыр несколько раз проходил по свежим набродам кабана довольно близко от зверя, но начал работу только наткнувшись на него, на исходе третьей минуты. Погнавшись за зверем, он не сделал ни одной хватки по уходящему, пока не оказался с головы, он начал хватать кабана за морду, губы и пытался взять за шею – горло. При этом атаки были только с головы, и это было очень похоже на атаки бойцовских собак (на драку).
Кобель яростно кидался на зверя, не обращая внимания на действия зверя и удары, которые тот наносил, защищаясь. Даже когда кабан пытался спрятать свою морду в углу забора, этот гладиатор, не обращая внимания на другие части тела, забирался в угол и продолжал атаковать морду, и уже через 5 минут это мордогрызение пришлось остановить. После такой работы-боя возникает вопрос: «Где тут мастерство и как его оценить? Была это работа или драка?»
Подобный случай я наблюдал на состязаниях 2010г., проходящих в Кировской области в Свечинском районе у Гунбина С.А. Там пара, выставленная ведущими г-ном Яковлевым и г-ном Борисенком, с ходу налетает и начинает рвать кабана и одна из собак попадает прямо в пасть к зверю. Он несколько секунд бьет её об землю, не выпуская. Мы с членами комиссии были готовы спасать собаку, но владельцы твёрдо остановили нас, уверяя, что это такая работа, и правда – только зверь отпустил собаку, она поднялась, и, качаясь, невзирая на повреждения, снова пошла к зверю.
Я могу много привести примеров, а если коротко, то из многочисленных наблюдений заметил, что собаки, работающие по вольерному и подсадному зверю на диплом первой степени с множеством хваток, в лесу были бесполезны. Они не только не могли остановить зверя, а даже остановленного другими собаками, при подваливании (подходе) своим напором и жаждой хватки абы куда, принуждали зверя к бегству.
В этой связи очень трудно не согласиться с мнением эксперта Всероссийской категории Г.З.Насыровым (г.Екатеринбург), высказанным в его статье от сентября 2012 года «Впечатления от увиденного (взгляд из центра ринга)»: «При сегодняшнем сравнении ЛЗС разных селекций, стали слишком заметны их экстерьерные отличия. И речь здесь идет, вовсе не о внутрипородной дивергенции, свойственной породам с широкой географией. Речь об утрате важных породных признаков (форма головы, рост, сухость сложения, темперамент). Говоря об этом, отмечу, что ощутимо «покрепчали» лайки тех мест, где особенно востребованы испытания по подсадным видам. Оно и понятно, что для надежной «фиксации» того же кабана (не знаю, уместно ли об этом говорить, в случае с ЛЗС?), собаке требуются – крупный рост, мощные челюсти и шея. Постоянный отбор на племя особей способных «надежно фиксировать» и «растягивать», постепенно превращает лаек – в меделянок. Вопрос: стоит ли, ради второстепенного объекта (который во многих местах традиционной охоты с лайкой даже не водится!) реконструировать эту замечательную породу?»

Кабан – распространённый объект охоты

Рассматривая эту проблему и советуясь с другими экспертами, мы пришли к мнению, что в нашем лайководстве, благодаря гладиаторским боям в виде состязаний по клеточным и привязанным зверям, стали принимать участие скромно называемые «спортсмены», а если быть точнее, владельцы бойцовских собак в облике лайки с нелаечьей злобой, смелостью, типом поведения, с притупленным, или совсем отсутствующим чувством самосохранения.
Со слов одного из членов команды «Калуга-лес» на прошедших Удмуртских состязаниях, после того, как его собака попала под удар кабана и перестала работать, и, не дожидаясь команды, он её снял, сказав: «Укол ей, укол!». Спрашиваю: «Для чего, зачем?» Ответ: « Мне не нужна такая собака, она должна работать, невзирая на удары, которые получает».
По вышеизложенному можно сделать вывод, что современная лайка теряет такие качества, как чутье, ловкость, чувство самосохранения и, думаю, что это связано с дилетантским – неправильным ведением племенной работы. Веками человечество уходило от волка, совершенствуя охотничьи качества собак, но современные собаководы, решив, что оседлали бога и теперь могут всё, в виде своего племенного продукта, получая одно желаемое качество во время этих экспериментов, теряют многие другие, не менее ценные.
Чтоб читателю было более понятно, хочу пояснить следующее: я тоже занимаюсь зверовой охотой со своими собаками – каждый год лично добываю кабанов десятками и довольно часто приходится из-под собак их резать ножом, без выстрела, что особенно сложно это делать в наших, вятских захламленных лесах. Мало того, одна из моих собак тоже ловит за морду кабана и даже может оторвать верхнюю челюсть, но это он проделывает только с сеголетками, при этом сначала присматривается, насколько силен зверь, и, если уверен, что с ним справится, берет за морду, т.к. по молодости он был распорот секачем. И я, как многие из охотников, глядя на работу собак с хватками, особенно по кабану, всегда этим восхищался. По этой причине, первый раз читая вышеупомянутую статью Г.З.Насырова, скептически относился к его выводам. Но, накапливая опыт экспертизы, особенно на испытаниях и состязаниях собак по кабану, пришёл к выводу, что чрезмерный прилив смелости и злобы в лайке разными, порой непонятными способами, приобретает уродливую форму – это перестало иметь общее направление ведения породы охотничьей лайки, поэтому считаю своим долгом обратить внимание собаководов на эту проблему.
Чтоб хоть как-то повлиять на ситуацию, предлагаю один из вариантов выхода, т.е. внести изменения в правила испытаний и состязаний по кабану в вольере.

Эксперт – кинолог I категории
по испытаниям лаек В.А.Торопов.

Что выберет охотник?: 1 комментарий

  1. КАК ГОВОРИТСЯ- НЕ УБАВИТЬ – НЕ ПРИБАВИТЬ —!!!ОХОТНИК И СОБАКА РАБОТАЮТ В ТАНДЕМЕ ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ – ЭТО ОДНА БОЕВАЯ ЕДИНИЦА ! СОБАКА НАХОДИТ ЗВЕРЯ И ГОЛОСОМ АНОНСИРУЕТ ОХОТНИКУ А ОХОТНИК ИСПОЛЬЗУЯ СВОЁ МАСТЕРСТВО СКРАДЫВАЕТ ЗВЕРЯ И ДОБЫВАЕТ !!! ТАК И ТОЛЬКО ТАК !!! ЗДОРОВЬЯ ВАМ ДРУЗЬЯ И УДАЧИ !!!

Обсуждение закрыто.