Описание трудных охот. Я собрал хорошую бригаду охотников-энтузиастов специально для охоты на волка. Ребята были молодые, толковые и, самое главное, дисциплинированные. Они сами сделали окладные флажки на восьми катушках, общей длиной до десяти километров. Провели несколько успешных окладов и две охоты нагоном. Успехи вдохновили членов бригады, начальство было довольно, а охотники всегда были готовы к выезду. Бригада была мобильная из восьми человек, которые всегда были рядом. Хорошая связь с районным обществом охотников, куда поступали сведения о появлении волков, сокращала до минимума подготовительные работы.
Вот из Хомутова – отдалённой деревни, поступило сообщение о волках. Мы туда приехали на второй день. На месте выяснилось, что стая волков в составе двух матёрых и четырёх прибылых две недели разбойничала вокруг. Они зарезали двух тёлок, переловили восемь собак и задавили двух молодых лосей после выпадения снега. Два световых дня потребовалось, чтобы это выяснить и убедиться – волки ушли. Самые свежие, если их так можно назвать, следы были 3-х дневной давности. Местные охотники, их всего трое, заверяли – звери местные и показали бывшее логово – заболоченную низину с густым чернолесьем. Обследовав её, мы убедились, что волки не менее трёх раз отдыхали здесь. Но теперь они откочевали и могут появиться в логове не раньше, чем через неделю. Договорившись с местными охотниками, что они известят нас о появлении зверей, мы уехали ни с чем, потратив двое суток.
Зная жизненный цикл зверей, я был уверен, что волки вернутся в свой район. А сейчас они будут бродить по соседним районам в поисках пищи. Не пропустят скотомогильники, будут ловить собак, давить лосей, зайцев, подбирать падаль и замкнут круг в районе своего логова. Тут поразбойничают с неделю и уйдут, чтобы повторить бродячий круг и замкнуть его снова в родном болоте. Так и случилось. На одиннадцатый день прибыл посыльный и сообщил, что звери вчера вернулись. Местный охотник, однорукий Евстигней, видел шестерых хищников недалеко от телятника. Медлить было нельзя и через два часа команда из шести человек отправилась в путь.
Сообщение о появлении волков подтвердилось. Обойдя большой круг, обнаружили их путь в родное болото, предварительно выяснив, что они задавили и почти всего съели лося сеголетка. Быстро и добротно был сделан оклад! Что значит дисциплина. Правда, с нами был ещё один охотник, который упросил взять на волков, он якобы, их уже стрелял. Я никогда не брал в оклад случайных людей, но… это был наш общий начальник.
Оклад получился довольно большой, и мы его дважды подрезали, Хотели ещё подрезать, да времени не было, зимний день короток. Охота проводилась замкнутым кругом, стрелки внутри круга, а я поднимал волков, поджимая их к стрелкам. Они стояли вдоль флажков на расстоянии от них около восьмидесяти метров и на таком же – друг от друга. Поставил я начальника на лаз, указав ему на предполагаемый ход зверей. Казалось, что всё сделано, всё предусмотрено, но…волки ушли. Был взят только один прибылой хищник, откачнувшийся от выводка. Стали выяснять причину, почему звери вышли из оклада и ушли через флажки. Оказалось, что начальнику место не понравилось. Ему показалось, что лучшее место за линией флажков, и он ушёл туда, по пути притоптав шнур с флажками, чтобы волки не боялись идти на него. Постояв там и осмотревшись, понял – слева место ещё лучше, и встал там, забыв приподнять шнур с флажками. И всё-таки звери вышли на него. Волков он заметил метров за семьдесят. Они шли на него и вышли бы верный выстрел, но волчица, шедшая первой заметила нарушенную им целину снега, а затем и его. Увидев охотника, она повернула в сторону и увела стаю через притоптанные флажки. Конфуз? Да ещё и какой! Сначала при разборе охоты начальник «твёрдо» оправдывался, но, когда я его провёл ходом волков и объяснил всё, как было, он сник и больше с нами на охоту не ездил.
Вот так, по вине одного человека, ушли звери «куда Макар телят не гонял». Пропало ещё полутора суток. И только спустя трое суток этот выводок удалось обложить и всех взять. Хочется отметить члена бригады Э.Коневца, который из пятизарядного МЦ 21-12 уложил четырёх волков! Случай – единственный за всю мою охотничью жизнь. Звери вышли прямо на него и первым выстрелом он сразил волчицу, вторым – матёрого, а затем одного за другим двух прибылых. Выдержка и точная стрельба охотника достойны похвалы!
С трудом добываются волки, но и затраты оправдываются, т.к. урон от них в десятеро больше. Но как дисциплинированны должны быть охотники! Они чётко должны знать правила охоты на волков, его биологию, особенности местности и поведение зверей, живущих в ней, правила оклада, поведение стрелков на номере. Они должны уметь подготовить одежду, оружие, патроны на волков и пользоваться погодными условиями. О погоде надо сказать отдельно. Так, например, в морозные дни, когда на снегу корка, а шум от шагов слышен за сорок метров – охота троплением невозможна. Мерилом к охоте является погода, при которой идёшь и слабо слышишь свои шаги. Разумеется, идти надо осторожно.
Лучшей погодой для всех видов охот на волка является нулевая температура или плюс один-два градуса и после ночной пороши. Это идеальный вариант. Рыхлый снежок на земле, пнях и деревьях глушит все звуки, он еле слышно шуршит под ногами. В воздухе как-то глухо. Зверь лежит крепко и подпускает на верный выстрел. А если есть небольшой ветерок, то только поможет определить, как лежит хищник и зайти к нему со спины. Нельзя охотнику пропускать такую погоду. Она редка, как награды! Намного труднее охоты, но всё-таки результативные, когда температура минус два-три и до пяти градусов и тоже после пороши, при среднем ветре. Приёмы те же, и зверь лежит крепко.
Ещё трудней охоты, когда температура минус восемь-десять градусов при ветре с позёмкой, но и она добычлива. Единственный минус – снег заметает следы, но она же и помогает, мешая слушать зверю шумом перемещающихся снежинок. Здесь необходимо твёрдо соблюдать правило: не двигаться по ветру и не забывать, что волки лежат мордой к своему следу и ветру. Облавные охоты можно проводить практически в любую погоду, кроме явно «не охотничью». В любую погоду можно охотиться и нагоном с напарником, который «выставит зверя на стрелка, перекрывающего верный лаз. Обязательно нужен белый костюм. Его делают из брюк с резинкой на поясе, куртки на пуговицах (в поясе резиновая стяжка), берета на шапку с резинкой и белых перчаток (рукавиц). При охоте на волков он необходим.
Кое у кого возникает вопрос: нападает ли зверь на охотника? Мне такого видеть не приходилось. Но в бригаде были два случая укуса волками охотников. Охотник выстрелом уложил переярка. Он лежал неподвижно. После окончания охоты охотник подошёл к «убитому» и за заднюю ногу поволок его к просеке. Тут волк неожиданно «ожил» и вцепился в ногу стрелка. Во втором случае охотник тяжело ранил матёрого. Тот уткнулся в снег, но сразу встал и, зло крутя хвостом и оскалив зубы, пошёл на охотника шагом. Стрелок вторым выстрелом «успокоил» зверя. Но когда охотник подошёл к нему, волк ухватил его за унт и, прокусив его, поранил ногу, после этого затих…
Увидишь след зверя – иди и тропи его. Он также, как и заяц, и лиса, делает скидки, сдваивает след, уходит в сторону, слушает и делает петлю с парой, тройкой скидок, да таких, что косой позавидует. Затем волк ложится к следу и ветру. Ложится, чтобы видеть, слушать, чуять – что там на следу? Его мало заботит, что происходит за спиной. Это волчья слабость, инстинкт, выработанный многими поколениями – «береги след».
Охотник П. Осипов.
Журнал «Охота и охотничье хозяйство».