Все мы знаем, что наши таёжные приметы – есть веками наработанный путь к инструменту, замещающему недостаток информации. К интуиции, бишь.
И, хотя считается, что она, интуиция, не имеет под собой какой-либо основы, вряд ли это так. Основа есть всегда. И складывается она из анализа неких условий, оценки неких явлений и суммы собственных усилий.
Приходит интуиция та в краткий период утреннего чая. Перед которым смотришь небо, слушаешь тайгу, оцениваешь покров на своей вчерашней лыжне и вспоминаешь виденное вчера. В результате рождается проект будущего дня.
Интуиция, полагаю, складывается и из примет, и из многих элементов – вот формула: (осведомленность + внешние условия + опыт) Х (анализ) = (ожидание). Обсудим.
Осведомленность. Пожалуй, это: знание территории + мест обитания дичи + оценки её текущих плотностей + биологии зверей и птиц и т.п.
Внешние условия. Включают специфику периода года – гон, обилие или дефицит корма, наличие хищников и наличие заменителей жертв, условия хода для хищников и их жертв, т.д.
Опыт. Который приходит, не факт, что с возрастом, многими годами и видами промыслов. Скорее он приходит от теории, приложенной к практике. В условиях, когда не все охотники родились в тайге и тундре, сильно советую начинать с теории. Имея её ввиду, когда шишки будете набивать.
Анализ – синтез теории, оценок и текущей практики. Тут надо чётко себе представлять – какие данные важны, а каковые можно игнорировать.
Вот и все части целого. Думаете, будет скучно всё знать наперед? Да, будет скучно. Но голову можно занять другим, пока ножки толкают лыжи. Или прыгают по кочкам. Кто же в тайге с детства, тому не надо раскладывать явление на части, а затем собирать в кучу.
А что там с приметами, никакого отношения не имеющими к реальности? Типа кормления огня? Тут, скорее, настройка уверенности. Мои таёжные соседи читают перед первым шагом на тропу некую словесную конструкцию слов из семи – родовую, что ли. И всё у них нормально, потому что не суетятся потом.
А как работает метод применительно к конкретной дичи?
Лось. Важно наличие следов, непуганый лось, ветер, не скрипучие лыжи. Если без собак, то – снег начиная от 70 см. Когда он ленится проходить большие расстояния. Считается, что миграции (кочевки) лось завершает при таковой высоте снега и становится на зимовку в тихом месте. Не факт. Скорее дело в беспокойстве. Кочевки лося дело перманентное. Он всегда в пути, когда его тревожат.
Медведь. Нужда добывать того наступает, если он начинает терять страх. Или когда отвоевываешь у него пространство, впервые взяв тайгу. Обычно, раз отрегулированный, на глаза он уже не попадается. Следов человека избегает, и тому же учит молодых. Если не ложится вовремя, болтается – надо забирать. Старики важным считают перед тем, как брать зверя, покормить огонь, и сказать в тайгу вслух: «пошёл по рябчику побродить, однако». Чтобы запутать зверя. Привычка, примета, ритуал это. Где ж тут место для анализа. Но работает.
Ну а всё, что мельче перечисленного – и не дичь вовсе. И приметы с ритуалами тут ни к чему, тут знания и подготовка нужны.
А командиры нашего корабля о том даже не догадываются. Все приметы, слова да ритуалы у них в ходу. И давно уже ничего им интуиция не подсказывает.
Взято с сайта: Взято с сайта: https://zen.yandex.ru/hunt_trap_fich.