Часть 1. Кабан и его особенности проживания и обитания.
Кабан, еще на заре человечества являющийся объектом охоты, и поныне продолжает оставаться вожделенным трофеем охотников во всем мире. Среди животных, обитающих в нашей стране, этот зверь – едва ли не самый популярный (народу с лосем) объект зверовых охот. Это объясняется широтой его ареала.
Кабан — экологически очень пластичный зверь, успешно завоевывающий все новые территории. Этому способствует его всеядность, приспособляемость к различным ландшафтам, исключительная плодовитость, способность уживаться с человеком. Кабан заходит в места, в том числе с глубоким снежным покровом, где его никогда ранее не видели. А нечерноземную полосу России он освоил полностью. Здесь всё чаще приходится говорить об уроне, приносимом кабаном охотничьему и сельскому хозяйству. Страдают от него колхозные поля и лесные угодья, которые после ночных посещений кабанов покрываются шрамами пороев.
Каждый охотник знает, что кабан – это боец, который поневоле вызывает уважение у своих врагов. Весь облик зверя говорит о том, что он создан и вооружен для борьбы. Мощное тело, посажено на толстые у основания, но достаточно высокие ноги. Огромная, удлиненная голова занимает почти треть всего туловища. Бурый жесткий мех со стоящей на хребте щетиной, а также победоносно, как стяг, несомый в момент возбуждения хвост придают ещё более самоуверенный и устрашающий вид этому лесному рыцарю. Кабаны и вооружены воистину по-рыцарски, особенно самцы-секачи.
Со второго года у них появляются клыки, которые, развиваясь с каждым годом, превращаются в грозные трехгранные «бивни» – мощное оружие при защите и нападении. Клыки не тупятся, т.к. верхние служат оселком для постоянной подзаточки более крупных нижних. Во время атаки секачи, да и свиньи, часто пощелкивают челюстями. Наиболее опасны клыки-кинжалы 4-летних секачей.
В ноябре-декабре, в период гона, когда секачам приходится выяснить отношения, природа разумно защитила кабана от клыков его же соперников своеобразным панцирем – калганом. Подкожный слой хрящевого сала от задней части шеи до лопаток прочным доспехом закрывает область груди – места, самого уязвимого при турнирных боях. Калган – верная защита от кинжалов-клыков, хотя шрамы от поединков всё же остаются. С утиханием любовных страстей панцирь этот рассасывается.
Несмотря на кажущуюся неповоротливость, кабан очень подвижен, ловок и стремителен. Он способен развивать большую скорость с места. Установлено, что прыжок кабана может достигать двух метров. Свиньи, хотя и не обладающие таким грозным оружием, как секачи, также бесстрашны перед опасностью.
Вепрь! Прислушайтесь, сколько в этом слове свирепой мощи. Известный украинский охотник и писатель-юморист О.Вишня в одном из своих рассказов писал: «Почему это, когда говорят кабан, не страшно, а скажут «вепрь», так уж и мурашки забегают по спине и волосы на голове начинают шевелиться? Оно, может, само слово «вепрь», страшное-клыкастое, угрожающее, хрюкающее».
Длина крупного кабана может превышать 2 м, а вес доходить до 270 кг, а то и больше. Кабан, как природный вездеход хорошо приспособлен для передвижения в густых зарослях, по болотной почве и водной среде; только глубокий снег сдерживает его маневренность. Он хорошо плавает, благодаря же клинообразному телу легко проникает в самые непроходимые, казалось бы, заросли, камыши, колючие кустарники. Кабан в любых ландшафтах тяготеет к воде. По болотистой почве зверь этот передвигается довольно легко. В местах обитания кабана встречаются «купальни»-своеобразные ванны в сырых местах, наполненные водой и грязью. В них звери любят подолгу лежать, спасаясь от гнуса и других сосущих насекомых. Спасаясь от паразитов, кабан частенько трётся о стволы хвойных деревьев, забивая волос смолой. К таким деревьям он имеет явное пристрастие и пользуется ими из года а год.
С усилением охраны угодий и благодаря мерам по акклиматизации этого зверя во многих охотхозяйстаах численность кабана заметно выросла. Как это ни покажется парадоксальным, но, проводя расселение этого зверя, мы практически оказались не готовыми противостоять побочным эффектам, т.е. приостановить урон, наносимый им лесу, сельскому хозяйству, охотфауне.
Очень негибко до недавнего времени на рост численности реагировала наша охотничья администрация, поэтому планы отстрела ежегодно недовыполнялись. О регулировании же численности отстрелом, как об этом принято писать, говорить не приходится. Причина этого – поздние сроки охоты, ограничение способов охоты. Пик интенсивной охоты, в том числе и спортивной, обычной приходится на месяцы выпадения снежного покрова, когда у кабана разгар гона. Это — ноябрь и декабрь. Качество мяса в этот момент самое низкое. В силу своего поведения во время гона кабан неспокоен, много перемещается, поэтому проведение облавных охот затруднено, эффективность их очень низкая. Проведение коллективных охот в эти сроки объясняется только наличием снежного покрова, дающего возможность проследить за перемещением подранка, да и зверя вообще. Задержка выпадения снега, как правило, отодвигает, а тем самым и сокращает сроки охоты. Результативность же охот настолько низкая, что бригада на отстрел кабана обычно смотрит как на дело случайное, предпочитая получить лицензию на лося. А сколько уходит подранков!
Кабан на рану очень крепок. С пробитым сердцем он может уйти на 50— 100 м, а при средней тяжести ранении — на несколько километров. Преследование его по черной тропе – дело очень трудоемкое, требующее знаний и навыков. Вот и приходится охотникам, особенно городским, довольствоваться случайными зимними выездами. Часто после двух-трех неудачных поездок команды распадаются, лицензии пропадают.
В последнее время наметились изменения к лучшему: разрешили охоту по чернотропу с применением собак. Хотелось бы надеяться, что с принятием нового положения об охоте («Типовые правила охоты а РСФСР» от 04.01.88) тенденции эти перейдут из теоретической плоскости а практическую. А для этого нужно раньше открывать охоту на кабана, активнее использовать собак, а также разрешить индивидуальную лицензионную охоту с ними на кабана по чернотропу с подхода, хотя бы в виде поощрения за достигнутые результаты в работе или в подготовке таких собак.
На облавных охотах по копытным применение собак, даже а качестве фарберов (ищеек, работающих по кровяному следу), любых разносторонних пород должно быть неотъемлемым правилом. Собаки таких пород а нашей стране существуют, они имеют и получают дипломы по кабану (лайки, ягдтерьеры, континентальные легавые). Это не только требование времени, но и реальная перспектива ведения правильно организованного охотничьего хозяйства.
Что же пожелать и посоветовать молодому охотнику, у которого появится возможность принять участие в такой охоте? С собакой на кабана охотятся и с подхода, и облавой. Долгое время у нас по кабану наиболее активно применяли лаек и гончих. От последних всё больше отказываются, т.к., притравленные по кабану, они не работают по другим объектам, да и зверя гоняют на больших кругах.
Лайки были едва ли не единственными собаками, стоящими вне конкуренции при использовании на кабаньих охотах. Однако егеря, как правило, до последнего времени чистокровных лаек на кабаньих охотах применяли неохотно, зная о частой гибели их из-за гладиаторского склада характера. Не все собаки могут при атаке соизмерять манеру работы с весом и боеспособностью зверя. По этой причине ещё в старину в разномастные стаи подбирали злобных собак, больше рассчитывая на их количество, а не на рабочие качества.
Сейчас у охотников отношение к работе собаки по кабану неоднозначное, но всё же главенствует мнение, что не каждая собака, даже зверовая, может быть кабаньей, так же, как не каждая лайка-медвежатница. Мнение о том, что такая собака должна быть лишь мощной, крупной и агрессивно-злобной, отошло в прошлое. Опыт индивидуальных охот с подхода с одной-двумя собаками, а также испытания по вольерному кабану показывают, что собака на такой охоте должна обладать целым комплексом качеств. Злобные, истерично-агрессивные бойцы а первую очередь попадают под клыки кабана. Поэтому собак, проявляющих трусость или излишне настырную агрессивность, лучше по кабану не использовать, особенно на облавной охоте.
Малов О.
«Охота и охотничье хозяйство» № 11 – 1989.