В ряде статей, затрагивающих применение родственного разведения охотничьих собак, некоторые авторы категорически требовали отказаться от этого метода, считая, что инбридинг является первоисточником многих дефектов собак (см. статьи Головлева в №8 журнала «Охота и охотничье хозяйство» за 1958г. и Клюева в №4 за 1959г.). Авторы других статей отстаивали противоположную точку зрения, например, Гавеман пишет: «Чем больше встречается Пюрсель-Абрек в родословных, тем выше экстерьерные и полевые качества собак» (см. №9 за 1959г). Столь различное отношение к инбридингу (родственному разведению) вызывает у собаководов, законный вопрос: чем руководствоваться при составлении планов вязок и как относиться к этому методу?
В первую очередь, следует отметить, что родственное разведение животных явилось одним из методов, которыми созданы культурные породы животных. Однако в ряде случаев инбридирование на самых первоклассных производителей вело к ухудшению потомства.
Такое непостоянство инбридинга как метода разведения стадо предметом глубокого изучения зоотехнической науки, старавшейся найти показатели, позволяющие предопределить результат инбридинга, и тем самым избегать неудачи.
В результате ряда опытов удалось установить, что ухудшение качеств потомства объясняется тем, что производители передают по наследству не только свои положительные качества (обычно явно выраженные), но также отрицательные, очень часто скрытые и потому не замечаемые.
Применение инбридинга становится особенно опасным тогда, когда ни отрицательные качества производителей, ни способности их к передаче этих качеств неизвестны лицу, производящему подбор пар. В этом случае инбридинг вместо ожидаемого улучшения потомства может только закрепить и усилить недостатки исходных особей.
Ввиду того, что разная степень родства производителей различно сказывается на проявлении наследственных качеств потомства, инбридинг принято делить на несколько типов в зависимости от того в каком ряду родословной находится общий предок. Для пояснения приведу родословную пойнтера Гладиатор (см. таблицу).
Из приведенной родословной видно, что Гладиатор является продуктом неоднократного инбридинга, так как Эльза встречается в I и II рядах, Принц — во II и III рядах, а Блю Скай — в III ряду. К каким степеням инбридинга относятся приведенные случаи, мы рассмотрим ниже, а пока что укажем, что это комбинированный инбридинг, т.к. в родословной встречается более одного общего предка.
Тесный инбридинг. При нем скрещивают братьев и сестер, родителей с их детьми, дедов с их внуками. В цифровом выражении это родство может представить так: I—II и I—III, II—II. Цифрами указываются ряды предков, в которых встречается один и тот же производитель.
При близком инбридинге скрещивают двоюродных братьев и сестер (внуков производителя), сестер и братьев с детьми сестер и братьев (дядей и деток с племянниками). В общем виде это будет выглядеть так: III—III, II—III.
Умеренный инбридинг. В этом случае скрещивают производителей, имеющих общего предка в более удаленных коленах: III—IV, II—V, I—V, I—VI.
Отдаленный инбридинг. При нем общий предок встречается ещё дальше, например в следующих коленах: III—V, II—VI и т.д.
Каждой степени инбридинга характерны некоторые особенности передачи наследственных черт, на которые, однако, могут сильнейшим образом влиять индивидуальные качества, физическое состояние и возраст производителей, а также условия содержания, кормления, воспитания и т.п.
Все четыре степени инбридинга имели и имеют место в собаководстве, и каждая из них давала как положительные, так и отрицательные результаты в зависимости от того, насколько хорошо были известны наследственные качества производителей, продумано то или иное сочетание пары.
Тесный инбридинг. Как показал опыт, этот тип инбридинга является наименее желательным, т. к. очень часто вместо ожидаемого улучшения потомства даёт собак с дефективным сложением и дефектами функций нервной системы. Поэтому без крайней необходимости он не должен иметь места. Однако отличное знание наследственных качеств, индивидуальная полноценность производителей и интуиция заводчика позволили Н.И.Лунину в результате тесного инбридинга получить чемпиона Славу — суку, хорошо известную пойнтеристам нашей страны.
С не меньшим успехом тесный инбридинг применялся в период формирования породы русско-европейских лаек в питомнике Всесоюзного научно-исследовательского института животного сырья и пушнины.
Близкий инбридинг при недостаточно продуманном подборе пар даёт в потомстве те же недостатки, что и первый, разве слабее выраженные. Однако меньшая степень родства, большее влияние индивидуальных качеств родителей позволяют опытным собаководам от хороших и здоровых собак получать классное потомство. С помощью этого типа инбридинга создаются семьи и линий, служащие прогрессивному ведению породы. Примеры удачного применения близкого инбридинга многочисленны, и любители «своей» породы всегда смогут их найти. Ярким примером удачного использования близкого инбридинга может служить пойнтер ч. Шилка Н.И.Лунина.
Умеренный инбридинг очень распространен в собаководстве, т.к. при сравнительно далеком родстве производителей позволяет закреплять желаемые качества предков, нежелательные же качества могут быть сравнительно легко заглушены прилитием посторонней крови. Ведущим требованием при инбридинге этого типа являются высокие индивидуальные качества производителей. Пренебрежение этим обстоятельством обычно служит причиной появления некачественного потомства при вязках посредственных собак, имеющих в отдаленных коленах родословных выдающихся предков.
Удаленный инбридинг охватывает настолько далёкое родство, что оно не всегда находит отражение в современных родословных. Поэтому наследственные свойства предков в большинстве случаев не отражаются на потомстве, и именно поэтому всё внимание следует обращать на индивидуальные качества производителей. Однако забывать о влиянии инбридинга даже и в этом случае нельзя, т.к. именно в результате удаленного инбридинга иногда проявляются, казалось бы, «необъяснимые» отклонения качеств помета (например, манера работы, окрас и т.п.). Говоря об инбридинге, необходимо подчеркнуть, что для получения положительных результатов необходимо хорошо знать индивидуальные особенности родителей, знать все качества производителя, на которого ведется инбридирование, а также ход изменения этих качеств в последующих поколениях. Правильно обдуманный инбридинг позволяет получить полноценное потомство, которое при хорошем содержании и воспитании может служить прогрессивному ведению породы. В свою очередь, результаты неудачного инбридинга трудно исправить в процессе воспитания, и они стойко передаются потомству.
Инбридинг является совершенно необходимым методом разведения в момент становления породы, a также при необходимости быстрого и направленного её изменения. С того момента, как порода получила достаточно широкое распространение и состоит из высококачественных особей, от тесного и близкого инбридинга лучше воздерживаться, во всяком случае это следует делать тогда, когда качества производителей не совсем ясны.
Мнение, что чем большее число раз встречается в родословной кличка какой-либо выдающейся собаки, тем лучше, не выдерживает никакой критики. Точно также несостоятельно предложение полностью отказаться от инбридинга. Действительно, если современное животноводство основано на разведении по линиям и семьям, то небольшое количество высококлассных и неродственных между собой производителей (которыми могут обладать кинологические центры) при вязке их между собой в год или два образуют новые линии и семейства и тем самым замкнут круг.
Следует напомнить, что бессистемное использование привозных высококлассных и неродственных между собой производителей, какими обладали в свое время москвичи Востряков, Столяров и петербуржец Эллерс, оставило в породе пойнтеров меньший след, нежели пойнтеры Лунина, разводившиеся с применением инбридинга.
Что касается мнения о различных дефектах, как-то бульдожина, боязнь выстрела, повышенная нервозность, слабоголосость и т.п., которые ряд авторов считает прямым следствием родственного разведения, то с этим мнением согласиться нельзя. Все эти недостатки известны и встречаются у собак, не имеющих и признака инбридирования. Вероятнее всего, что потомство, имевшее указанные недостатки, было получено от некачественных производителей, инбридинг же только, усилил эти недостатки. Надо думать, что лица, планировавшие эти вязки, не смогли учесть всех особенностей производителей и, увлекшись какими-то отдельными качествами, решили прибегнуть к инбридингу, вследствие чего и получили брак.
Из сказанного можно сделать вывод, что инбридирование следует применять не всегда; в случае же надобности следует разумно взвесить все за и против, учитывая все особенности производителей. В таком случае результат, вероятнее всего, будет удачным. Последствия же инбридинга, основанного на формальном подсчете количества кличек чемпионов в родословной (какими бы прекрасными они не были), почти всегда будут неудачны.
В.Курбатов, судья I категории,
“Охота и охотничье хозяйство” №12 – 1960.
ОХ И НЕ ЛЕГКАЯ ЭТА РАБОТА – ЕЮ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ -НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ — А ТУТ ЕЩЕ НЕКОТОРЫЕ * ОПЫТНИКИ* НАЧАЛИ РАЗВОДИТЬ ВОЛКОСОБОВ ВОЛЭНДОВ — НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА ДРУЗЬЯ —!!!НЕ ПОРТИТЕ ПОРОДУ ЛЗС !!!