<-->

Проблемы западносибирской лайки

На испытаниях по белке в Ревде А.А.Никифоров, Ю.Д,Иванов, А.С.Журбин, Г.М.Шабардин и А.Б.Белоусов

Не предадут, не кинут, не подставят
И за обиду Вам не отомстят никак…
В беде не бросят, умирать вас не оставят…
Любить учитесь, люди, у собак!

Часть 2. ТЕПЕРЬ О БОНИТИРОВКЕ, а также об охотничьих качествах.

Определить рабочие качества лаек можно только на испытании или на охоте, а комплексно оценить лайку – на выставке, пользуясь «Таблицей минимальных требований для определения классности при комплексной оценке» или, говоря проще, – бонитировкой.
Сказать что правила испытаний и бонитировочная таблица совершенны, нельзя. Но если мы попытаемся изменить эту систему оценки лаек, то сделаем ещё хуже. Сегодня уже существует более десяти проектов «Правил испытаний лаек по белке», но явных достоинств ни один проект не имеет. А, между прочим, испытания по белке дают почти полное представление о собаке. Чутье, поиск, слежка, голос и другие свойства лайки видны как на ладони. Испытания должен проводить эксперт, который сам является опытным охотником и может объяснить ведущему все плюсы и минусы работы собаки.
Все изменения и корректировка будут оправданы, если они будут способствовать улучшению рабочих качеств лаек, а это вызывает большие сомнения. Предлагается изменить правила испытаний лаек по лосю, медведю. Причем предлагаются совершенно неприемлемые условия. На диплом II степени собака должна облаивать зверя 60 минут, на диплом I степени – 120 минут. Практически ни лося, ни медведя лайка не в состоянии задержать, тем более, если зверя подшуметь. О каких хватках можно говорить при облаивании лося? Задача лайки – обозначить зверя, заинтересовать его, отвлечь, не дать ему быть все время настороже. Почуяв опасность, лось перескочит через лайку и на одном дыхании пройдет 5-10 километров, чуть отдохнет и пройдет ещё столько же. Очень вязкая лайка, конечно же, найдет зверя и продолжит его облаивать, но как быть охотнику и эксперту с ассистентами?

Первый соболь Тузика А.И.Семёнова

Очень многие охотники ценят лаек, которые после 30 минут преследования бросают лося, если он продолжает уходить. Какой же лось будет стоять 120 минут?
Вряд ли стоит кардинально перекраивать «Таблицу бонитировки» и ужесточать выход собак в племенной класс. И если что-то изменять, то очень осторожно, подумав семь раз.
А вот тот факт, что зверовых лаек, работающих по медведю, мы в упор не видим, меня и других охотников беспокоит.
Имея дипломы I и II степени по подсадному медведю, путь лайке в “элиту” закрыт?! А вот если лайка имеет диплом II степени по норке и III степени по колонку – пожалуйста. Во все времена охотники высоко ценили собак, работающих по медведю. В конечном счете, это гарантия, что при встрече c медведем охотник с собакой выйдут победителями.
Разговоры о том, что диплом по подсадному медведю заработать легко, не соответствуют истине. За последние три года в Тюмени было испытано по подсадному медведю 439 собак. Результаты следующие: диплом I степени получили две лайки, диплом II степени – 10, III степени – 36.
Несколько раз я присутствовал на испытаниях по подсадному медведю в Свердловске и посмотрел около сотни собак. Ни одна из них не получила диплома II степени.
Почему же не ослабевает интерес охотников к зверовым лайкам? Да потому, что с медведем можно повстречаться на любой охоте. Года 3-4 назад был добыт медведь в 9-ти километрах от Тюмени. Как потом оказалось, зверь был ранен, он пришел из Бухтальского заказника, расположенного в 60-ти километрах от Тюмени.
Противники не допускают «медвежатников» в «элиту», приводят смехотворные доводы, дескать, нельзя проверить чутье, отношение к следу, слежку и т.д. да разве в этом дело! Проверьте злобу и вязкость собаки. Разве при испытании по лосю, кабану рабочая собака будет распутывать наброды зверя? Никогда! Собака минимум за 500-600 метров уловит запах и пойдет напрямую к зверю.
Конечно, испытания по вольному медведю дают более полное и объективное представление о работе лайки, но в силу ряда причин такое испытание недоступно даже для ограниченного числа охотников.

Не факт, что эта собака получит диплом

Почему же дипломы I и II степени по подсадному медведю не дают права лайке пройти в класс «элита»? Причина проста. За время существования Советской власти «мягкое золото» играло не последнюю роль в экономике страны. Для сбора пушнины были организованы охотсоюзы, кооперации, промысловые хозяйства и прочие конторы. На это и было ориентировано собаководство, с этим прицелом и была принята таблица. Медведь никого не интересовал, кроме самих охотников.
Настало время исправить это ненормальное положение. Диплом по подсадному медведю должен быть равнозначен диплому по кабану, лосю и т.д.
Вызывает удивление диплом по кровяному следу. Даже дворняжка способна сработать на диплом. Это диплом для легавой собаки, которая, обнаружив раненое животное, должна вернуться к охотнику с “докладом”.
Вот такие чувства и мысли родились, когда я прочитал статью А.Рубашина и статьи других авторов о проблемах западносибирской лайки. Но меня не поймет ни охотник, ни эксперт, если он не прошел по тайге хотя бы тысячу километров, не пожил в избушке (палатке) один или вдвоем, не поспал на кровати из жердей, не испытал всех прелестей таежной жизни.

Журнал “ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ”
№ 6 за 2002г. Виктор Мальцев.