Открытое письмо жёнам охотников и рыболовов.
Пишу вам письмо с берегов озера, сидя за маленьким походным раскладным столом, стулом служит пенёк. Стол дрожит, качается. Что и говорить – комфорта нет, но зато над головой небо, розовое от поднимающего солнца, с озера тянет свежим ветерком. Красота зарождающегося дня зачаровывает меня. У меня ещё есть часок другой, чтобы посидеть, полюбоваться, а потом…
Но пора объяснить, почему я здесь!
Вы, конечно, знаете, что в наш цивилизованный век живёт беспокойное племя охотников и рыболовов, и племя это постоянно растёт.
Живёт это племя, охваченное охотничьей страстью, в постоянном ожидании выходных, отгулов и, конечно, отпусков, предназначенных для охоты и рыбалки. Всё свободное время занято подготовкой к этому увлекательному отдыху. Приготовления идут постоянно, заметно или едва заметно. Удивлённая жена вдруг обнаружит у себя дома пухлые, объёмистые коробки с пыжами, витки лески, охотничьи сумки для дичи или огромнейшие болотные сапоги. Всё это муж готовит к охоте, и всё это жене надо разместить где-то в тесном стенном шкафу, который (увы!) наполнен на две трети охотничьим снаряжением.
И вот желанный день настаёт. Всё приходит в движение. Охваченный волнением, как борзая при виде зайца, охотник поздно заснёт в тот день.
Наконец, охотники покидают родной очаг: один – на неделю, другой на две, а то и на весь отпуск. Тут уж каждому своё – по числу отгулов, дней отпуска и согласию жены.
Ну, а мы жены охотников, что же мы?
Если подходить с научной точки зрения, то жён охотников и рыболовов можно распределить на несколько категорий:
1. Сочувствующие охотничьей страсти мужа (их не слишком большое количество).
2. Препятствующие всячески охотничьей страсти мужа (преобладающее большинство).
3 Пытающиеся извлечь выгоду из охотничьего хобби мужа (заставить мужа под угрозой не отпустить на охоту сделать сотни нудных домашних дел).
4. Относящиеся к ней равнодушно (категория почти не существующая).
5. Разделяющие охотничью страсть мужа (потрясающее меньшинство).
Но возвращаю вас к началу письма: вы помните – у меня есть время полюбоваться восходом солнца, а потом я должна… встретить охотников, возвращающихся с утренней зорьки. Надо утолить их здоровые аппетиты, разделить радостное охотничье настроение. Среди мужчин я одна из категории жён, разделяющих охотничье хобби мужа. Мне хорошо в этой жизнерадостной компании. Но, милые подруги, пишу вам с тайной надеждой увеличить женскую часть таких компаний за счёт жён, разделяющих увлечения и досуг мужа.
Хотите мой совет? Попробуйте поехать с мужем на охоту и сказать ему об этом решении.
Пусть вас не смущает подозрительный взгляд мужа, он ожидает подвоха. Надо дать ему время прийти в себя и собраться с мыслями. Вскоре вы увидите, как робко, неуверенно он начнёт разговор с вами, пытаясь установить истинную причину вашего решения, как постепенно просветлеет его лицо, когда он поймёт вас правильно: вы хотите изменить что-то в ваших отношениях, которыми всё больше завладевает ледок отчуждения. Он верит, что поездка на охоту вместе бросит мостик к тому времени, когда вы вместе ходили в нелёгкие походы, карабкались по горам, промокнув до нитки, сушились у лесного костра…Может это решение всколыхнёт тот юный бродяжий дух, согревающий ваши сердца и не дававший им остыть? Может быть, поэтому так потеплел взгляд мужа?..
Ну, а вы, решив ехать на охоту, начинаете новую жизнь. Вот вы едете в машине. Друзья мужа с обожанием смотрят вас и с хорошей завистью на вашего мужа. Да, они ему завидуют: ведь их жёны пока принадлежат к категории препятствующих, равнодушных и не разделяющих их А время окружены вниманием охотников и сумеете по достоинству оценить их рыцарские качества. Вам буквально не дают ни до чего дотронуться. Мужчины сами разгружают вещи из машины, разбирают палатки, оборудуют лагерь, где вы будете жить всё время отпуска и охоты.
Осмотритесь пока вокруг. Наверное, только охотники могут выбрать такое место: дух захватывает от красоты. Представьте себе: озеро с такой прозрачной водой, что с лодки вы видите колышущиеся на дне водоросли. Озеро окружено полями, по краям которых темнеет елями лес. Ближе к лесу родник. На его дне, как пульс земли, бьётся в песке ключ. Напейтесь воды, она ледяная и вкусная, вы давно не пили такой. Солнце скоро зайдёт. Лагерь уже готов. Скоро зажгут костры, и начнутся охотничьи рассказы. Но перед этим будет чудесный миг, которого все ждут. В наступающей темноте, с последующими отблесками вечерней зари в небе появится клин летящих с посвистыванием уток. Сделав два-три плавных захода над озером, они постепенно снижаются и садятся где-то близко у берега, в камышах. Слышно их кряканье.
Утро, это даже ещё не утро, а начало с розово-алой полосой на востоке, с белой от росы травой и клубящимся над озером туманом. Это зорька первого дня открытия охоты, светлого дня охотников.
Вы провожаете их на охоту. В этот миг вы ощущаете связь времён: вот так же шли на охоту наши предки, а жёны, поддерживая огонь в огонь в очаге, поджидали их. Сегодня я одна встречу наших охотников, но в следующий раз давайте, милые подруги, сделаем это вместе. Напоим их чаем из травы-зверобоя, накормим охотничьим супом, припахивающим дымком костра. Коль будет желание, сходим и на охоту.
А сейчас мне вас жаль, вас, томящихся в душном городе от скуки (признаемся себе – ведь скучно без мужа). Вот вы замышляете, как «получше» встретить мужа, окатить ли его, как ушатом холодной воды, деланным равнодушием или коварно намекнуть, что вы-де весело провели время в его отсутствие в компании старых знакомых, не увлекающихся охотой (дабы неповадно ему было оставлять вас одну). А может быть, лучше встретить его радостно: он хорошо отдохнул, вид у него счастливый, если бы не это неясное чувство не существующей перед вами вины за то, что у него такое замечательное хобби, которое пока вы не хотите с ним разделить, но которое уже начинает разделять вас.
Вот почему и пишу вам. Поедемте вместе с нами, а?!
А.Журавлёва. Журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 8 за 1979 год.