Часть 1. Третье кинологическое совещание, состоявшееся в 1954 году, узаконило зоотехнически правильный метод оценки собак, установленный по общепринятому принципу в животноводстве — комплексу показателей.
Однако новые правила и положения не полностью отражали все вопросы племенного дела. К тому же некоторые кинологи, видимо недооценивая новые прогрессивные методы в работе по собаководству, продолжают ещё отстаивать старые, отжившие. Всё это создает разноречивое толкование некоторых вопросов племенной работы в охотничьем собаководстве. В частности часть собаководов не учитывает влияние среды (климат, кормление, условия содержания, дрессировка и т.д.) на развитие и формирование организма. Многим ещё не ясно, почему при правильно организованной селекции в собаководстве молодняк получается по своим качествам ниже, чем отец и мать.
Надо знать, что факторы среды, воздействуя на организм собаки из поколения в поколение, могут накапливаться и становиться наследственными. Так, например, если собаки подвергаются дрессировке (натаске, нагонке, притравке), практически используются на охоте, то эти приобретенные ими навыки, поддерживаемые в последующих поколениях направленным воспитанием, дрессировкой, правильным отбором и подбором, могут стать наследственными.
К приобретенным особенностям относится, например, стойка у легавых собак, свойство гнать зверя с голосом у гончих, свойство слежки и облаивания зверя у лайки. Пользуясь этим свойством, можно успешно совершенствовать породы собак в желаемом направлении.
Основным элементом работы в племенном деле является подбор пар собак для вязок, который дает возможность с каждым новым поколением получать всё более совершенных потомков. Для этого следует из отобранных собак выделить таких производителей, которые отличались бы лучшим комплексом качеств и были проверены по потомству. В комплекс входит оценка охотничьих качеств (работоспособность), конституции и экстерьера, происхождения и качества потомства, полученного от оцениваемой собаки.
Отбирая племенных производителей, следует учитывать условия, в которых они выращивались и воспитывались. Особенно опасными могут быть те производители, которые не натасканы и не используются на охоте. Охотничий инстинкт у таких собак часто бывает ослаблен, а иногда и совсем угасает — это может передаваться потомству. Поэтому-то и надо остерегаться использовать в вязках производителей, не проверенных и не имеющих дипломов за полевую работу.
Оцениваются собаки на выставках, где на основе комплексной оценки производят их бонитировку и устанавливают, к какому бонитировочному классу они принадлежат. Одновременно с этим выявляют особенности производителей в породе и основные линии для линейного разведения, подготавливая тем самым материал для составления плана вязок.
Очередной работой после выставки собак является подбор пар собак для вязок — план вязок.
Правильность подбора пар во многом зависит от квалификации лиц, производивших его, знания ими породы, а также насколько правильно были выявлены особенности производителей.
В охотничьем собаководстве применяется только чистопородное разведение, при нем обычно практикуется однородный подбор пар, для спаривания которых подбираются однопородные, однотипные, с одинаковой конституцией, экстерьером и охотничьими качествами собаки. Однородным подбором пользуются также для закрепления положительных качеств в линиях и семействах.
Противоположным ему является разнородный подбор, который применяется как при чистопородном, так и при межпородном разведении-скрещивании. При его помощи в чистопородном разведении достигается получение у потомства разнородных качеств, которыми обладают их родители, а при линейном разведении им пользуются для создания новых линий или изменения направления в линейном разведении. Разнородным подбором можно укрепить у потомства конституцию, повысить жизненность и стойкость к разным видам заболеваний.
При межпородном разведении скрещивание допускается лишь после разрешения на то республиканского кинологического совета. В этом случае практикуется разнородный подбор, т.к. для спаривания подбираются различные по качествам и даже по комплексу качеств собаки, в результате чего могут быть созданы новые породы, обладающие отличными от исходного материала качествами.
При подборе пар необходимо придерживаться основного правила — не стремиться исправить отдельные недостатки экстерьера, а улучшить комплекс качеств, который должен соответствовать основному направлению в породе. Нельзя подбирать пару, если производитель и производительница имеют одни, новые недостатки, т.к. в этом случае они будут закрепляться у потомства, а следует стремиться, чтобы недостатки, имеющиеся у одного производителя, были восполнены достоинствами другого.
Выбирая производителя, надо, чтобы он был лучше производительницы и стойко передавал свои качества потомкам. Свойство устойчиво передавать качество потомству называется консервативной наследственностью, которая в значительной степени зависит от происхождения производителя, условий, в которых он и его предки выращивались, воспитывались и применялись. Передача качеств потомству находится в зависимости от возраста спариваемых собак и их кондиций. Лучшим возрастом для производителя считается 3—6 лет, а кондицией – заводская (рабочая). Проверенный производитель, обладающий консервативной наследственностью, дающий потомство хорошего качества, должен широко использоваться в вязках.
Собаки к вязкам допускаются по достижении половой и физической зрелости. Зрелость зависит от возраста, породы, типа, конституции, условий, в которых выращивалась собака, кормления и её содержания. Кобели обычно достигают зрелости позднее сук. Считается, что к вязке можно допускать сук после полутора лет, кобелей с двух, двух с половиной лет.
Секции собаководства выдают свидетельство о происхождении только на тех щенков, которые были получены от плановых вязок. Если владельцы повязали собак не по плану, общества, чтобы не вводить малоценный материал в породу, не выдают свидетельств на щенков. Секции должны стремиться, чтобы не оставлять чистопородных щенков без свидетельств, подтверждающих их происхождение.
А.Шапатин, эксперт и судья республиканской категории
“Охота и охотничье хозяйство” №3 – 1957.