<-->

Перекосы приоритетов или несовершенство стандарта?!

Вадим Дмитриевич Речкин

Каждый современный охотник, желающий завести собаку, мечтает о собаке породной, красивой, азартно и продуктивно работающей по нескольким видам зверя и дичи. Всецело отвечает этим требованиям наиболее многочисленная в нашей стране порода охотничьих собак – западносибирская лайка.

Испокон веков северные остроухие охотничьи собаки – лайки – были помощниками человека в охоте на зверя, птицу, пушных зверьков. От их работы зависело не только благосостояние семьи охотника, но, порой и жизнь его семьи, рода в целом. Поэтому аборигены Севера, промышленники прошлого ценили и берегли своих собак, разводили лаек в условиях близких к естественным природным, основываясь лишь на собственном опыте, традициях предков, жёстко отбирая по основным пользовательным качествам – неприхотливость к пище, выносливость, азартная работа по пушному и копытному зверю, боровой дичи, уравновешенность, послушание и спокойное отношение к людям.

И этого зверя встречу, как в лесу

Эволюция сохранила лишь особи, которые способны выживать в трудные времена зимней бескормицы, а в благоприятное время года откормиться “про запас” и вывести потомство. И сейчас в лайке наименее выражены признаки доместикационности (одомашнивания). Звероватый облик, стоячие уши, страсть к охоте, “волчья псовина” – всё это признаки дошедшей до нас из глубины веков собаки – спутника древнего человека. И лишь закрученный “бубликом” хвост отличает её от диких предков.

Суровые жизненные условия и целенаправленная народная селекция помогли сформироваться ценнейшей породе охотничьих собак – западносибирской лайке. Эта порода создана на базе хантыйских и мансийских отродий промысловых охотничьих собак, которые относятся к аборигенным (туземным, естественным). Все аборигенные породы лаек гармонично сложены, идеально приспособлены к местным условиям охоты и жизни, достаточно позднеспелые.

Основными окрасами хантыйских и мансийских лаек были белый, палевый, волчий и пегий. Чёрный окрас встречался редко и, скорее всего, был привнесен зырянскими (коми) и/или лайками с Енисея. Появление чёрной собаки в пауле (поселении) у манси считалось признаком приближающегося мора, эпидемии. Почти не встречался и считался нетипичным рыжий окрас.

В отличие от большинства стандартов на собак охотничьих пород, стандарт (идеал) западносибирских лаек написан (точнее – списан) с лучших на тот период времени аборигенных лаек, гармоничность красоты и функциональности экстерьера которых не вызывала никаких чувств, кроме восхищения. Каждый раздел действующего стандарта понятен и легко объясним с точки зрения сложных взаимоотношений между структурой, функцией органов и жизнедеятельностью организма собаки, а, следовательно, её работоспособностью – продуктивностью. К примеру:

Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Характерный ход на работе – широкая ускоренная рысь, перемежающаяся с галопом. Индекс растянутости для кобелей 103-107, для сук 104-108. Такой тип соответствует сангвинику (по И.П.Павлову) и наблюдается с повышенным обменом веществ, хорошим развитием и функционированием щитовидной железы. Прослеживается прямая связь между типом нервной системы, её ростом, форматом, рабочим аллюром и продуктивностью западносибирской лайки, что необходимо учитывать при ведении племенной работы с породой.

Пока дождёшься, можно и побалдеть

Уравновешенная и подвижная, достаточно растянутая лайка стремится к наиболее рациональному способу передвижения – рыси – и только в случае максимального ускорения – переходить на галоп. В отличие от русско-европейской лайки, более “короткой” (индексе растянутости 100-103, 100-105), которая при малейшем ускорении галопирует и никогда не ходит широкой ускоренной рысью и быстрее устаёт.

Охотникам Севера хорошо знакома широкая нестомчивая рысь промысловых лаек, их уравновешенность и основательность в распутывании многочисленных набродов зверька, преследовании его и длительном удержании до момента отстрела. Только такого темперамента собаки могут выдержать многодневный марафон таёжного промысла, два-три месяца при скудном корме и крепком сибирском морозе. Работать до самой старости, сохраняя прекрасную физическую форму и воспроизводительную способность до 10 лет жизни. Другими словами, западносибирская лайка – это стайер, марафонец, который способен на молниеносный финишный рывок, а не спринтер, рванувший и спекшийся на половине долгого пути.

На Урале и в Сибири редко встретишь плохо двигающуюся или холеричную лайку. Колодки их хорошо сбиты и достаточно растянуты. Собаки энергичны, но уравновешенны; в основном дипломированы по “вольным” видам дичи. Первоначальную работу показывают рано, но полностью открываются в 2-3 года. Ещё высоко количество охотников, промышляющих в тайге от недели и до двух месяцев. Это обусловлено небольшим количеством зверя и дичи, удаленностью от дорог и магистралей, тяжёлыми условиями охоты.

В Европейской части России разводят западносибирских лаек московской селекции или её ответвлений. Картина везде одна, будь то Чувашия, Удмуртия, Самара, Тамбовщина – основные линии и семейства созданы при непосредственном участии лучших московских производителей. Здесь появилось много лаек укороченного формата, несколько холеричного темперамента, шагом они идут суетливо, движения энергичные, но “связанные”, при малейшем ускорении переходят на галоп. Работать начинают рано, рано и дважды в год “текут”, но годам к 8 катастрофически стареют. Много прожорливых лаек. Редкими стали белый, палевый и волчий окрас. Зато много ярко-рыжих собак.

Познакомились, теперь можно и целоваться

Условия охоты здесь отличные от Урала и Сибири. Относительно тепло, мало мшистого, заболоченного покрова почвы, большей частью твёрдый грунт, а болота с преобладанием травянистой растительности. Основные объекты охоты – это кабан, лось, барсук, водоплавающая и боровая дичь. Очень мало охотников, уходящих в тайгу на многодневный промысел. Охоты длятся день-два, реже – неделю. Это отмечал и Н.Б.Полузадов в 1995 году.

Под влиянием непривычного кормления, иных климатических условий, одностороннего непродуманного отбора по “рабочим” качествам, без учета особенностей экстерьера и конституции, организм лаек выводится из эволюционного, гармоничного взаимоотношения со средой обитания, рвутся установившиеся тесные корреляционные связи. Увлекаясь ложными идеями, об этом забывают при отборе. В результате – ослабление конституции животных и, как следствие – грядущее вырождение.

Со слов московского эксперта Б.А.Егорова, среди западносибирских лаек средней полосы России около 20% почти квадратного формата. По его мнению, необходимо изменить стандарт по индексу растянутости, приблизить его границы к квадратному. Интересно!? Что сделали бы коневоды, если бы вдруг обнаружили, что 20% поголовья арабских скакунов не соответствуют стандарту по какому-нибудь из признаков? Думаю только ужесточили бы требования при отборе по этому признаку, а не стали бы изменять стандарт в угоду собственной оплошности.

Любое изменение фундаментальных показателей стандарта (рост, индекс растянутости и т.п.) катастрофично для породы, имеющей аборигенную основу. Можно только четче прописывать формулировки, нисколько не меняя изначальной сути.

Здесь, на мой взгляд, и возник ряд противоречий между направленной в сторону ложных приоритетов селекцией и стандартом (идеалом) породы.

Лайка русско-европейская

Ещё свежи в памяти примеры с русско-европейской лайкой, когда созданную породу довели до нынешнего её кризисного состояния. 15-20 лет назад она опережала по некоторым показателям западносибирскую лайку. Многие кинологи отмечали скороспелость “русских” лаек, их раннюю и более азартную работу по подсадному зверю, плодовитость. Порода была популярна и в количественном отношении приблизилась к “западникам”. Отчего же такой спад в её численности наблюдается сейчас? Означает это только то, что она не стала удовлетворять требованиям охотников. В массе произошел резкий спад её качественных показателей и, как следствие, потеря в количестве. Некоторые кинологи предлагают подтянуть её стандарт к “западникам” (по индексу растянутости и т.п.), понимая тесную коррелятивную взаимосвязь между конституцией, темпераментом и работоспособностью (продуктивностью). Этим они только усугубят положение, рискуя слиянием двух пород на массовом пользовательском уровне. Можно привести и пример с немецкой овчаркой, как мы её “совершенствовали” в восточно-европейскую и к чему пришли.

Наша беда в том, что мы установили ложные ориентиры в направлении продуктивности лаек, увлеклись испытаниями и состязаниями по подсадному барсуку, вольерному кабану и привязанному медведю, которые, несомненно, зрелищны и привлекают неопытных собаководов иллюзией охоты на зверя. На слуху клички ряда полевых чемпионов по зверю, так и не повстречавшиеся в природе с ним, но считающиеся медвежатниками. Уже есть предложения ввести испытания по подсадному лосю, оленю, норке! Видимо не успокоятся и предложат подсадную белку и привязанного глухаря!

Подсадные виды испытаний придуманы нами и существуют лишь для предварительной оценки работоспособности собаки и ни в коей мере не могут подменить проверку “в поле”, следовательно – не должны влиять на её дальнейшее племенное использование. О каком “чутье” лайки может идти речь, если ей ставят задание найти дурно пахнущего зверя на расстоянии не более 200 метров! Какая это “вязкость” и “выносливость”, если испытания длятся 15-30 минут! Какая это “злобность”, если “новые медвежатники” лупят и лупят хватки по стоящему или сидящему зверю, не делают их “в угон”, при этом умудряясь попадать под удары инфантильного зверя!

Собаки выстроились, каким будет продолжение

Благодаря акценту на подсадные виды испытаний на первый план, в элиту племенной работы, выходят лайки со слабым чутьем, прямолинейным поиском, холеричным темпераментом, т.е. – травильные собаки, “спринтеры”, от которых не требуется стабильной длительной работы, собаки скороспелые, как по созреванию, так и по продуктивности. Большинство таких собак, попав на промысел восточнее Урала, или гибнут при первой встрече со зверем, безжалостно отстреливаются владельцами за “дурь”, или работают “на подхвате” у более спокойных, но чутьистых и широко ищущих местных лаек. А вот разумная селекционная работа с ними позволяет получать собак и азартных к зверю, и хорошо разыскивающих его.

У нас гипертрофированно раздуты “рабочие качества” и “универсальность” при комплексной оценке – 95 баллов и выше. А происхождению, экстерьеру и потомству отведено 96 баллов в сумме. Во главу угла ставится скороспелость, ранняя работа по подсадным видам и видам, попутным для промысла – утке, фазану, кровяному следу. Нередко наблюдаются особи, имеющие в младшей и средней возрастных группах целый набор из дипломов первой степени по этим видам, которые получают на выставках медали высоких достоинств, плодятся, составляя “лже-элиту”. Таким перекосом в сторону “универсальности рабочих качеств” воспользовались “фальшивомонетчики от кинологии”, добывая своим питомцам немыслимое количество разнообразных дипломов, стремясь к вожделенному титулу “Элита-Чемпион”. Азартная и увлекающаяся масса рядовых охотников стремится не отстать от “лидеров”. Это понятно и объяснимо для охотников-пользователей.

Но мы установленными “правилами игры” подталкиваем их к этому. Непростительно не замечать этих противоречий экспертам-кинологам, крупным заводчикам, от которых зависит дальнейшее формирование и судьба породы!

Так что же мы делаем?! Мы ставим во главу угла лже-работу, позволяя попадать в элиту породы особям, не являющимся таковыми по сути. Оправдывая огрехи собственной селекции, пытаемся изменить в стандарте конституционно важные детали экстерьера, напрочь забывая при этом о последствиях.

Раз мы заявляем, что порода западносибирских лаек консолидирована на достаточно высоком уровне экстерьерных и рабочих качеств, в целях её дальнейшего усовершенствования необходимо только ужесточать требования к ЭЛИТЕ породы, а не облегчать их искусственно. Прошедшая недавно в Кирове 1-ая Всероссийская выставка западносибирских лаек удивила странными послаблениями к нерасторопным и неряшливым владельцам и секциям. Согласно “Положения” в 1 класс допускались собаки без записи во ВПКОС. А в хаосе неряшливо заполненных, в последний момент поданных оценочных листов запуталась не только приемная комиссия, но и комиссия в ринге кобелей старшей возрастной группы. На выставки такого ранга должны выставляться только лидеры, составляющие племенную элиту регионов, находящиеся в выставочной кондиции. Не надо везти “голых” и состарившихся питомцев, в спешке не подготовив документы на них. Банально, но лучше меньше, да лучше!

Собаки чувствуют, что зверь привязан, поэтому становятся агрессивней

Сегодня, на мой взгляд, необходимо изменить приоритеты в селекции:
1
. Все “подсадные” виды испытаний, а также испытания по утке и фазану объединить в блок “универсальных”, т.е. тех, которые не дают право получения класса “элита” и I класс, а только являются проходными во II класс. При бонитировке в I и “элитный” классы этот блок должен давать не более 10 “универсальных” баллов.
2. Объединить “вольные” виды испытаний в два блока, условно – “пушные” и “копытные”, два диплома II степени по одному или обоим видам давали бы право прохождения в племенные классы “элита” и I класс и считались как “основной” и “дополнительный” и давали бы, в сумме – 50 баллов.
3. Ограничить при комплексной оценке количество баллов за рабочие качества – 60 и общей максимальной суммой – 156. Тогда, при равенстве баллов, выставочный ринг решит вопрос о чемпионстве. Победит лайка, наиболее соответствующая идеалу породы, а это нам и требуется! Эти меры болезненны, но своевременны. Мы должны не облегчать условия отбора, а ужесточать их по всем позициям. Требуется более сбалансированный по сумме качеств, а не перекошенный в одну сторону подход к бонитировке.

При работе с породой необходимо скрупулезно учитывать, в общем ряду, истоки породы, историческое развитие её. Время идет, меняются подходы к охоте с лайками, формируются новые внутрипородные типы, отличающиеся от изначальных, аборигенных, в чем-то их превосходящие, в чём-то уступающие. Но исторически сложившийся, стандартный тип западносибирских лаек – не архаизм, требующий мичуринских прививок нового, а идеал, доставшийся нам от предков и так в массе нами и не достигнутый. Нам есть что улучшать и совершенствовать, но благодаря стандарту (идеалу) породы и опыту прошлого, а не вопреки им.

Эксперт-кинолог 1 категории, член комиссии по группе пород “Лайки” В.Д.Речкин
Февраль 2001 года, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ.