В правление Октябрьского охотсообщества поступили лицензии на добычу лосей. Не сегодня-завтра охотники начнут интересоваться, куда лучше на охоту выходить. Типа: «Ну, что, егерёк, где лоси-то?»… Егерь критически обошёл вокруг старенького уазика «Буханки»:
– Надо бы съездить, пожалуй, по охотхозяйству куда-нибудь. Глянуть…Сначала, наверное, на Старую Буровую? Туда на солёную глину лоси регулярно ходят.
Уже, собственно, там, рябчик с земли на ветку вспорхнул, закачался, хохолок веером распустил. Этот здешний. Весной тут, на галечнике, токовал. Также вот хохолок топорщил. Хозяин, куда тебе…
Дальше можно вокруг Дашкина пруда пробежаться. Там рядышком пятачок есть. Когда-то давно лесники планировку делали вокруг под хвойные посадки. Сейчас уже в строевой лес поднялись, а этот клочок остался. Закоряженный, мелочами заросший. Лосями прочно облюбованный. Вот и сейчас затрещало коротко, один мелькнул, второй, третий. Похоже, знакомая лосиха с простреленным ухом. Много лет тут живёт по округе. Каждый год у него по два лосёнка. Старая, мудрая…
Егерь шагнул-скакнул через Уязинский ручей. Сбалансировал на краю, за ветку ухватился. А что это чиркнуло в воде?… Форелька! Маленькая. Сантиметров десять. Ещё осталась, значит. Не всю выдолбили. То какой-то шакал с острогой лезет в этакий-то ручеёк. А кто-то вообще электроудочкой похваляется. Мол, всё равно истребят. Уж лучше я. Спросишь, чем лучше, оскорбляется.
К машине возвращался старой Леонидовской дорогой. Впереди с дороги из бурьяна между колеями куница смотрит. Шею желтогрудую вытянула. Стрельнула в бок, в сосняк.
Куница главный символ Башкирии. Шкурка, говорят, самой ценной среди других регионов почитается. А в древние времена так вместо денег ходила. Куна называлась.
Сколько прошёл, оглянулся: куница с того же места вслед смотрит. Любопытная…
Напоследок по горам за Кожаем посмотреть. Туда много кто поохотничать соберётся. Там по мысам за Высоковольтной лоси на днёвках отлёживаются.
Заяц по просеке навстречу пробежал, метров на пять. Белячишка молодой. Заподозрил что-то, почуял ли. Остановился, насторожился, но в толк не возьмёт. Давай по земле задними лапами колотить, неведомого врага прогонять. Топ. Топ. Топ. Вот, дескать, какой я большой, тяжёлый и соответственно, производимому шуму, сильный. Бойся!
Закончив запланированный обход, егерь, немного погостил у знакомых в Кожай-Андреево. Чай. Мёд. Тут многие или пасеку держат, или бортничают. А то и то и то…
Выезжал из деревни на основную дорогу, привычно глянул влево-вправо. Чисто. На противоположной стороне автобусная остановка. Конструкция – три жестяных стены и крыша. Мать честная! Быть того не может! У остановки, прислонившись к боковой стене, лось стоит. Лось! Бык. Рога три на четыре отростка, кажется. Автобус. Что ли ждёт?
Егерь проехал немного, приостановился. В зеркало заднего обзора видно: лось стоит, вслед «буханке» смотрит.
Это пассажир сегодня не по пути. Вот когда лицензии на руки выдадут, тогда разве…
Г.С.Агапитов, г. Октябрьский,
газета «Охотник и рыболов
Поволжья и Урала» № 9 за 2019 год.