<-->

Парфюм для медведя

Меджвежьи метки

Бурый медведь оставляет на стволах деревьев своеобразные метки: задиры, царапины, закусы и потёртости. Интерес к этим меткам специалисты проявляли давно. Анализируя полученные наблюдения и реакцию зверя на хозяйственную деятельность человека, выявили следующие факты:

1. Медведь оставляет метки в подавляющем большинстве на хвойных деревьях, его интересует, прежде всего, древесная смола. Она имеет специфический запах, способность цепко проникать в шерсть зверя, отрицательно влияет на жизнеспособность блох, гнуса, клещей. Активность посещения чесальных деревьев и освежение меток приходится на весну-начало лета, – период бурной активности кровососов. После выхода из берлоги медведь пытается избавиться от надоевших блох.
2. Хищник активно посещает места прежнего слива гербицидов, разгребает землю, выкапывает яму, катается в ней, натирая таким приёмом шкуру на спине, боках и голове. Шкура при этом приобретает стойкий посторонний запах.
3. Прежде в лесах функционировали так называемые смолокурки – предприятия по переработке древесины, из неё получали смолу, дёготь, скипидар, порошкообразный спирт. Предприятия эти давно прекратили свою деятельность и от них остались в лесах котлы и ямы. Но в этих местах до сих пор ощутим запах смолы и дёгтя. Медведи держат такие места на особом учёте – регулярно посещают их, разрывают землю и устраивают медвежью «сауну» – купаются в песке и земле, «берут» запах на себя.
4. Известно, что медведя привлекают в лесу и надписи, сделанные краской на стволах. Естественно, что зверя привлекает не цвет и текстовое значение, а необычный запах.
5. Подобно собакам и другим хищным животным медведь катается, натирая шкуру резким запахом падали.
6. Посещение свалок имеет для медведя не только кормовое значение, но и желание опять-таки обнаружить что-то новое и нужное из серии запахов.

Старые задиры

Например, охотугодья Килемарского района представлены в основном ельниками, сосняками и лиственными породами. Подлесок очень плотный, много бурелома, большое количество ягодников, т.е. жировочный корм в лесах имеет вполне богатый ассортимент и следствием тому – достаточная плотность медведя и отсутствие в зимний период шатунов. В самом начале зимы, например, в дубняках реки Рутки на протяжении 8 км егерь обнаружил многочисленные следы этого зверя. Изучив их, он пришёл к выводу, что более 10 особей приходили кормиться на жёлуди.
В 80-е годы решили испытать ряд пахучих приманок на медведя. Приманка должна быть доступной, иметь стойкий запах и отпугивать кровососов. Выбор пал на дёготь, тем более, что по счастливой случайности удалось обнаружить его достаточные запасы, необходимые для проведения опытов. Был выбран участок леса в окрестностях одной деревни. Здесь наиболее высокая плотность медведя, что связано с большими площадями посевов овса и высокой защитной способностью окружающих лесов. Есть и кормовые поля, затерявшиеся в лесных урочищах.
Группа охотников заложила 12 опытных точек: выкопали ямки в земле, заложили туда в плёнке дёготь – он был в загустевшем состоянии, и, тщательно перемешав с землей, слегка присыпали. Старались делать так, чтобы пахучий слой был на поверхности. На деревья, стоящие вблизи, нанесли мазки дёгтя. Непосредственно на овсяном поле также устроили дегтярные ямки.
Первую проверку провели через две недели. Те опытные точки, что находились непосредственно вблизи троп, были «оприходованы» медведями в первую очередь. Зверь когтями вырывал яму, выкапывал плёнку, измазанную дёгтем, и катался на ней, после чего подходил к ближайшим деревьям и тёрся об них. Стоявшую неподалеку берёзу медведь измазал дёгтем. На овсяном поле зверь катался прямо на овсе, политом нами дёгтем. Практически все дегтярные ямки, расположенные на медвежьем индивидуальном участке, зверь «взял на учёт» и устроил в них настоящие купальники – «сауны».

И здесь надо почесаться

Наблюдения показали, что не все особи сразу подходили на дегтёрочки, некоторые из медведей сначала вели разведку издалека и подходили лишь в последующие дни. На исследуемом участке были обнаружены и обычные метки на деревьях, которые медведи посещали редко. На поля этой местности выходят и медведи, мигрирующие из лесов, где нет посевов овса. Ведя наблюдения на полях, встречались по 3-5 особей. Однажды, обходя путик с дегтёрочками, мы обнаружили в стороне от тропы стойкий запах, напоминающий наличие падали, и вышли на свалку. Оказалось, что там была выброшена прокисшая травяная и костная мука с примесью испорченной рыбы. Решили обследовать эту свалку в надежде увидеть следы присутствия «хозяина» леса. Надежды наши оправдались – медведь не мог обойти соблазнительное место, всюду были следы его бурной деятельности. Крупный зверь разворочал всю муку и сделал себе что-то наподобие ванны, где не только их принимал, но и даже спал, оставив после себя след внушительного размера туши. Углубление в рыхлой массе было настолько чёткой формы, что можно было, заполнив гипсом нишу, получить качественный слепок медведя.
Хищник приходил на это место регулярно, посещали свалку и кабаны, хотя до деревни было около 500 м. Перемычки леса между полями, засеянные овсом, были истоптаны тропами медведей, такие же тропы были пробиты и на дегтёрочки. Медвежьи тропы около 50 см шириной были так избиты следами зверей, что трудно было найти свободное место, не истоптанное их когтями. Медведей на полях в этот год собралось много, такой активности ранее в этих местах не наблюдалось. Смотрели мы на избитые тропами угодья, наблюдали за мишками в бинокли и казалось, что не было поблизости деревень, что будто мы находились в заповедных таёжных урочищах. Очевидно, сказался и неурожайный год на рябину и жёлуди, т.к. медведи вынуждены были ходить на жировку на овсяные поля.

Медвежата не отстают от матери

Следует отметить, что даже столбы, пропитанные антисептиком, привлекают внимание медведя. На столбах – прилипшая шерсть, трава вблизи примята, зверь здесь катался.
Немало полезной информации о поведении медведей можно почерпнуть в книге В.С.Пожетнова «Мои друзья-медведи». Вот некоторые выдержки из неё: «Яшка (медвежонок) подошёл к осине, на которой я сидел, зацепил когтями подгнившую кору и с хрустом оторвал большой кусок. Внутри кора была мокрой, склизкой, от неё шёл резкий запах закисшей древесины. По-видимому, он раздражал Яшку. Медвежонок нюхал коричневую слизь, лизал её, а потом лёг и принялся кататься по коре, переворачивался через спину, тёрся лбом, шеей, затем поднимался, нюхал и снова ложился на вонючую кору. Было заметно, что он возбудился: глаза заблестели, движения стали более резкими. Яшка часто со свистом дышал. На его шерсть налип мусор, но вид выражал явное удовлетворение».
Вот и первая в жизни медвежонка реакция на дерево, ранее меченное его старшими собратьями: «Яшка обошёл вокруг нетолстой, всего 12-14 см в диаметре, ёлочки, на которой виднелись старые закусы и задиры, тёмные, застаревшие потёки смолы. Понюхал кору, вплотную приставив толстый, чёрный нос, поднялся на задние лапы и весь вытянулся, стараясь понюхать самый верхний задир-метку, но ростом ещё не вышел и до метки так и не дотянулся. Яшка долго топтался на задних лапах, и я думал, что он оставит эту затею с верхней меткой. Но, медведь обхватил ёлку лапами и ловко залез на нужную высоту. Там он понюхал старый задир, поворачивая голову из стороны в сторону, а потом и сам, ухватив клыком кусок коры вместе с древесиной, с треском оторвал его так, что остались торчать тонкие белые щепки! Ещё раз обнюхал и свою метку, и чужую – а потом слез. Стоя на задних лапах повернулся спиной к стволу и стал старательно тереться о ёлку холкой, и головой, задирая её вверх так, чтобы достать кору лбом. Около дерева – маркера ещё была видна старая следовая метка – старательно вытоптанные в грунте лапами медведя округлые лунки. Яшка отошёл от дерева, понюхал следовую метку и прошёлся по ней. При этом он весь напружинился, приподнялся на вытянутых негнущихся ногах и пошагал, раскачивая тело из стороны в сторону, стал даже как-то больше ростом и шире в плечах…». Посещая чесальные деревья, задиры и царапины, а также созданные человеком точки, медведь:
 – во-первых приобретает стойкий посторонний запах;
 – во-вторых зверь обозначает свой индивидуальный участок;
 – в-третьих избавляется от старого линяющего волоса.

Ловкий медвежонок

Ну, и наконец, здесь присутствуют элементы физических упражнений – при сдирании коры зверь вытягивается, выпрямляя или прогибая позвоночник, снимает усталость с определённой группы мышц, даёт работу когтям (подобные упражнения характерны для хищников), стачивает их.
Наблюдения за поведением бурого медведя показывают, что своеобразные «сауны-дегтёрочки» этому зверю также необходимы, как глухарю гадечники и порхалища.
Познав истинный смысл назначения медвежьих меток, как одного из значимых явлений в сложной цепи поведенческих форм бурого медведя, человек сможет применить эти знания для достижения далеко идущих практических целей – управления популяцией бурого медведя.

Журнал «Охотничий вестник».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *