<-->

О Екатеринбургской секции лаек!

Челна 6364лзс Г.З.Насырова

Часть 4. Основные линии Свердловской секции лаек.  

Основной мужской линией, наиболее распространённой в секции и в регионе, является линия Таёжника В.Д.Бахарева (Таёжный питомника « Красная Звезда»). Прямых продолжателей Таёжного можно встретить во всех регионах, где разводят западносибирскую лайку. В конце войны Таёжный широко использован в Центральной России, и через лаек московской селекции и Кировского питомника потомки его распространились по всем регионам.
Таёжный в Свердловской секции оставил значительное число продолжателей. Наибольшее влияние  на поголовье лаек Урала оказал сын Таёжного Барс А.Н.Сабинина 1950 года рождения.
В числе продолжателей Таёжного в секции были известные в своё время Буран 1688/зсл О.И.Толкачёва, Кучум В.С.Зубарева. В более позднее время – Урман 6063/лзс Ю.В.Фёдорова, Буран 7813/лзс В.М.Харитонова, Буран А.Колесникова, Чум 1856/97 В.О.Блаженкова, Туман В.А.Вагенлейтнера. Есть значительное количество продолжателей этой мужской линии в Свердловской области и в соседних областях.
К вышесказанному добавим, что Таёжный происходил по матери от известных уральских лаек, в числе которых (дед по матери) ч.Грозный 69/л и другие известные лайки 1920-1930-х годов. Отец Таёжного – Буян В.П.Замятина – лайка неизвестного происхождения.

Буян 5395лзс В.Ф.Коровина

Вторая мужская линия, разводимая в секции лаек городского общества и области, идёт от Бека А.М.Иванчикова. Серый Бек Иванчикова, 1935 года рождения, вывезен в Свердловск из Ивдельского района, т.е. из мест проживания аборигенов Северного Урала – народностей манси. Большое влияние на поголовье лаек оказал сын Бека – Норай М.И.Иванчикова, а его мать – Гайда Казымова – однопомётная сестра Таёжного. Эти обе высокопородные суки происходили от первого чемпиона в породе лаек Грозного 69/л, который принадлежал Свердловскому клубу служебного собаководства. Норай в военные и послевоенные годы имел широкое племенное использование. Отчёты по выставкам и полевым испытаниям впервые послевоенные говорят, что от Норая было большое количество высокопородных сыновей, внуков и правнуков.
Из Свердловской секции вывозилось всегда значительное поголовье лаек для дальнейшего племенного разведения, но так получилось, что продолжателей этой мужской линии, кроме как в Свердловской и некоторых соседних областях, нигде нет.
Приведём слова авторитетного кинолога послевоенных лет Э.И.Шерешевского, хорошо изучившего поголовье уральских лаек в Свердловской секции. В книге «Лайка и охота с ней» он писал: «Кровь Норая течёт в большинстве лучших современных племенных западносибирских лаек на Урале….» А, говоря о ч.Грозном 69/л, характерные породные признаки которого легли в основу стандарта западносибирской лайки, Шерешевский писал: «К числу наиболее известных его потомков следует отнести в первую очередь его внука Норая…»

К 1960-1970-м годам число продолжателей Норая Иванчикова заметно сократилось. В 1960-е годы в секции использовался Буян 1010/лзс Курицына, Барсик П.Ф.Тарханеева. Все эти кобели были очень породны, обладали хорошей наследственностью и, самое ценное, несли крови старых уральских лаек.
К 1970-м годам мужская линия Норая имела два разветвления. К одной ветви относились Барсик и его сын Пыжик, принадлежащие П.Ф.Тарханееву. Дальнейшее продолжение этой линии представляли кобели, в общем, весьма породные, но владельцами их не всегда были хорошие охотники, т.к. идеолог этой линии был не охотник. Но было немало ярких рабочих кобелей, при условии, если они попадали, как говорят лаечники, в добрые руки. Таким был Варнак 2839/лзс А.С.Ситникова. В середине 1970-х годов отличным бельчатником был Скиф 3700/лзс С.П.Лыкова, изумительной породности был его сын – Буян 5395/лзс В.Ф.Коровина.

Барс 5193лзс В.Т.Ситникова

Вторая ветвь, наметившаяся к 1970-м годам, шла через Буяна 1010/лзс В.И.Курицына и выходила на Амура 2417/лзс  и его сына Соболя 3159/лзс, принадлежавших В.С.Чудинову. Соболь 3159/лзс с сукой максимально сохранённых уральских кровей Загрей В.И.Сюзева в 1975году дал Барса 5193/лзс В.Т.Ситникова.
Барс 5193/лзс, благодаря высокой породности, хорошим рабочим качествам, а также вследствие протестов некоторых активистов секции против чрезмерного использования племенных лидеров привозных кровей был широко использован в воспроизводстве. Кобель с разными суками давал ровное, высокоэкстерьерное потомство. В Свердловской секции более заметный след оставил его сын Норд 5224/лзс В.И.Ложкова и его внуки – Бой 0736/94 и Ярик А.В.Бакуменко. Барс в сочетании с аборигенной сукой Челной 6463/лзс даёт Лешего 6464/лзс Г.З.Насырова, который в конце1980-х – начале 1990-х годов дал не менее интересных по породности и рабочим качествам кобелей. Один из них – Хоман М.И.Васильева, но он, несмотря на полное соответствие требованиям для его племенного использования, после себя оставил ничтожное количество потомства. Сравнивая большое количество породных сыновей и внуков Норая 1950-х годов с современными продолжателями, невольно приходишь к заключению: не ценим мы наше прошлое, не учат нас его ошибки…

В секции часто использовались лайки, вывезенные из промысловых районов Свердловской, реже Тюменской области, Так, в 1960-1970-е годы широкое распространение имела группа лаек от охотников-манси Ивдельского района. Вывезенный В.С.Колобовым Заграй, стал основателем линии таких собак. Был он серого окраса, несколько широкотелого сложения, ниже среднего роста и имел оценку «очень хорошо». Потомки его второго и третьего колена в сочетании с заводскими суками не отличались от последних. Наиболее известные: Урал В.Н.Чубрикова, Сурик В.В.Черепанова, Дунай I В.Д.Братухина, Катуй А.Крылаткова. В настоящее время линия аборигена Заграя Колобова практически исчезла. На учёте в секции имеется только один его потомок в Н-Сергинском районе – Алтай 4417/03 А.А.Гаврилова. По имеющимся сведениям, Алтай очень хороший лосятник.
С 1990-х годов в секции отдельные охотники завели потомков собак Л.М.Ярыгина из Сургутского района. Свердловская группа ведёт происхождение этих собак от Соболя 9950/92 Белкиной Л.Л. – кобеля, свободного от кровей заводских лаек.

Резвый Л.П.Фетисова

В секции с 1980-х годов ведётся селекция лаек, вывезенных из Серовского ГПХ. Основатель линии Резвый Л.Л.Фетисова, его отец – Сибиряк В.Н.Ракова происходил от собак семьи Волошиных – аборигенных собак Северного Урала, которые часто разводились в инбридинге. В настоящее время в секции достаточно продолжателей этой линии: Шмель А.Б.Похильченко, Махмуд и Мальчик В.О.Блаженкова, Иней Г.З.Насырова, Агат В.А.Мещерякова и др.
На протяжении многих лет на свердловскую секцию лаек большое влияние оказали лайки, завозимые их питомника ВНИИОЗ и Московского кинологического центра. Сейчас влияние идёт со стороны лаек Поволжья (Удмуртия, Чувашия, Татарстан, Марий Эл).
До недавнего времени в наших лайках прослеживалась линия Геза 1184/лзс Н.Б.Полузадова от ч.Вайгача1055/лзс и Пойки 1054/лзс, приобретённого из питомника ВНИИОЗ. Среди многочисленных потомков Геза была большая масса простеньких, порой дворковатых собак, а среди действительно высокопородных в числе лучших продолжателей был Икс С.С.Тезякова, Верный 2196/лзс М.К.Бардеева, Гай 4320/лзс Чулкова; кстати сказать, ч.Вайгач является прямым продолжателем Сударя питомника «Красная Звезда», был продуктом селекции ленинградских лаечников послевоенного периода и по матери нёс немало кровей Кая Клюкина, о чистопородности которого высказывалось немало сомнений московскими и ленинградскими специалистами тех лет.

Сохранились и довольно широкое распространение по региону получили потомки ч.Тобола 1052/лзс, вывезенного в 10-летнем возрасте Н.Б.Полузадовым из питомника ВНИИОЗ. Из наиболее известных его потомков следует назвать Урмана 2194/лзс В.И.Черных и Ханта Л.Д.Потапова. Эти два кобеля широко использовались в секции, но ещё большее количество вязок имел сын Урмана – Аган 2716/лзс Н.Б.Полузадова.
Возвращаясь к использованию Тобола 1052/лзс, следует отметить, что по породности его потомство было высокого уровня, но многие его потомки, даже через несколько генераций передавали недостаток в виде слабого шёрстного покрова, а в некоторых случаях – не тугой завиток хвоста.
В целом влияние Тобола на лаек свердловской селекции было большое, его крови текут в каждой третьей собаке нашей секции. Продолжатели Тобола периодически появляются и исчезают, но их много в области и регионе. Основатель этой линии – Борька питомника ВНИИОЗ – был вывезен из Казымского питомника Омской области в 1944 году. В конце 1960-х годов из Москвы, уже взрослым, был привезён Илим 1131/лзс В.С.Целолихина – брат известного Саяна 1362/лзс Ю.В.Шаврова, и в течение ряда лет потомки Илима широко использовались. Большую известность имел его сын Таман 1832/лзс В.В.Федотова, и, хотя он был истеричен, злобен к людям и охотиться с ним было практически невозможно, он был поразительно породен и красив и любые ринги, при экспертизе любых экспертов, безоговорочно выигрывал. Продолжателей этой линии в свердловской секции сейчас нет, но его влияние на наших лаек, безусловно, осталось.
В довершение рассказа о привозных кровях, добавим, что в секции случались с ними и курьёзные случаи. Большой любитель «купить-продать» гончатник И.И.Смагин в 1960-е годы привёз из Калининградской области кобеля Тумана. Такого количества высоких дипломов у свердловских даек не было никогда. По всему быть бы Туману племенным фаворитом, но выяснилось, что он наполовину происходит от русско-европейских лаек.

Тобол 1052лзс

В 1960-е годы в пору ажиотажа завоза кобелей из Москвы, питомника ВНИИОЗ и т.п. фанатичный любитель лаек, молодой эксперт по лайкам В.И.Черепанов, не желая отставать от старших товарищей, привозит из Москвы красивого кобеля Антея. На первой же выставке выяснилось, что Антей полный крипторх.
В конце 1970-е годы бюро секции ограничило количество вязок кобелей, представляющих селекцию других кинологических центров. Следует заметить, что к этому времени у нас уже не было продолжателей ч.Грозного 69/л, не было продолжателей линии легендарного лосятника, участника и призёра московской выставки 1926 года Сомко Н.Л.Фёдорова, не сохранилось собак К.С.Щербакова. Не было продолжателей Мукса УрВО, у которого основателем был Приятель П.И.Серёгина, участник первой выставки на Урале, которому судья Крестников дал высшую оценку – Большую золотую медаль.
Многие заводчики свердловской секции ведут своих лаек по женским семействам. Наиболее распространённым семейством в Свердловске являются суки И.Н.Савина, которые ведут своё начало с 1950-х годов. Это семейство оказало своё влияние на ядро лаек секции Екатеринбургского ГООиР и области. Основательницей этого семейства была Розка И.И.Деревина. Начиная с 1960-х годов к сукам этого семейства, особенно принадлежащих И.Н.Савину, постоянно приливались крови кобелей из других регионов (Москва, Киров, Чебоксары и др.), как правило, лидирующих в выставочных рингах.

Сольва 4663лзс А.С.Ситникова

Продолжательницами старейшего семейства, берущего начало от собак лесообъездчика К.С.Щербакова, в секции остаётся несколько сук. Основательницей семейства является уральская лайка Дамка Щербакова 1919 года рождения. Интересующихся происхождением Дамки и её рабочим досугом рекомендую прочитать об этом в книге Г.Г.Сосновского «На медведя», а также в подсобной родословной книге охотничьих собак Свердловского товарищества.
Есть в секции продолжатели семейства, основательницей которого была Пальма В.С.Колобова, в 1960-х годах вывезенная с Северного Урала от собак манси Курикова.
Есть продолжатели семейства Дамки В.Н.Ракова 1978 г.р. из Серовского ГПХ. Дамка происходила из Шанталя, считалась хорошей соболятницей.
В небольшом количестве сохранились продолжательницы семейства, идущего от аборигена Ивдельского района – Лейны 1167/лзс Н.Б.Полузадова. В этом семействе были известны лайки Тайга 1933/лзс А.И.Бородина, Ханта А.С.Ситникова и др.
В секции семейств, берущих начало от основательниц уральских лаек, значительно больше, чем мужских линий. Перечисление всех женских семейств, характеризующихся небольшим поголовьем, не представляет интереса.

Остаётся сожалеть, что были утеряны семейства, составляющие славу уральских лаек. Не сохранилось семейства от собак Н.Л.Фёдорова. Нет продолжательниц прекрасной по породности первой чемпионки Тайги Преснякова. Нет продолжательниц семейства Лоры Л.В.Бокова, которая в 1970-е годы была гордостью свердловской секции лаек
В настоящее время секция объединяет достаточное количество владельцев породного поголовья западносибирских лаек для дальнейшего разведения этой любимой породы.
Правильное ведение любой породы всецело зависит от лиц, ответственных за племенной сектор, и от их умения наладить хорошие доверительные отношения с заводчиками.

Ярик и Бой I 0736/94 А.В.Бакуменко – победители областных состязаний

В екатеринбургской секции лаек во избежание ошибок в племенной сектор избирается не менее трёх человек. Коллегиально обсуждается план вязок на год. Обсуждается перспективный план разведения породы на несколько лет вперёд. Полной свободой подбора пар пользуются только опытные лайчатники, показавшие себя с самой положительной стороны. План вязок имеет рекомендательный характер, жёсткого диктата над членами секции нет. Твёрдость со стороны актива секции проявляется в тех случаях, когда заводчик пытается игнорировать общепринятые нормы племенного разведения собак
Секция открыта для взаимодействия с другими центрами разведения лаек. Контакты между экспертами и владельцами лаек с лаечниками других центров бывают регулярно.
Секция лаек является старейшей школой экспертов по лайкам. В настоящее время в секции основной авангардной силой являются более десятка энергичных экспертов и наконец, есть актив секции, который составляют люди, фанатично любящие лайку, охоту с лайкой.
Благодаря секции лаек, которой в 2005г. исполнилось 80 лет, наш кинологический центр, как и прежде, остаётся одним из ведущих центров разведения западносибирской лайки.

                                          Эксперт Всероссийской категории Г.З.Насыров.