Теперь, когда мы более близко подошли к обсуждению рабочих качеств зверовых лаек, считаю нужным высказать и свою точку зрения на таблицу, по которой проводятся испытания и состязания собак. Вся таблица состоит из пяти расценочных граф, но мы возьмём три основные: Смелость, злобность и вязкость, которые по своему значению являются определяющими, потому что вся жизнь охотничьих лаек состоит из них, они же являются и проходными, влияющими на степень диплома.
Кроме тех кинологически-бюрократических накладок, которые встречаются в существующих правилах, они в некоторых случаях не позволяют правильно определить и выявить те качества, о которых мы говорим. Правила нужно сделать более свободными и раскрепощёнными, об этом много раз говорили все, кому не безразлична судьба зверовых лаек. Все проекты – предложения давно имеются, все они исходят из большой практики кинологов, охотоведов, охотников, которые не по одному десятку лет занимаются охотничьим лайководством, и в частности со зверовыми лайками. Но имеются и возражения, не лишённые оснований, и их нужно всегда знать и помнить: раскрепощённые правила испытаний не должны пойти во вред рабочим качествам лаек, не должны быть по своей сути более лёгкими. На мой взгляд они должны соединить всё лучшее, что было в старых правилах, с теми новыми предложениями, которые есть в настоящее время. Нужно сказать, что имеются сторонники и более жёсткого подхода в правилам. В этом случае заведомо рабочие лайки по совсем мало зависящим или вообще не зависящим причинам могут остаться без расценки. Конечно, мелочные и досадные ошибки, особенно на больших состязаниях, не остаются не замеченными владельцами лаек, и тут возникает масса всяких вопросов, на которые не всегда даются правильные и обоснованные ответы. Вот пример: пара лаек работает по вольерному кабану.
Зверь достаточно крупный, матёрый, умеет постоять за себя, но лишних движений старается не делать, может отстояться в чапыге, благо вольер, в котором проходят состязания, к этому располагает. Лайки сразу вязко взяли зверя и пошли за ним. Прошло некоторое время, слышно, как зверь остановился, потом работает только одна лайка, но вскоре снова начинается парная работа. И так это продолжается во всё время напуска. Зверь останавливается, а иногда делает выпады, и тогда слышна работа второй лайки, т.е. она всё время держит кабана на слуху. Но по решению судей собаки остаются без расценки, считается что пара лаек не сработанная, как бы разрывается, нет хваток по стоящему зверю. На наш взгляд совершенно необязательно делать хватки по прижатому, остановленному зверю, это небезопасно для собак, и они могут тронуть зверя на уход, чего в практике охоты допускать не следует. И утверждение о несработанности собак тоже неверно. За это снижать баллы и не расценивать лаек на полевой диплом нельзя, потому что в практической охоте на это никто не обращает внимания. Да и где это видано, чтобы, будь то пара лаек или смычок гончих, или свора борзых, собаки постоянно бы работали, как говорится, ноздря в ноздрю, такое в действительности бывает очень редко. Можно привести другой пример из этих правил. Когда паре лаек, вязко и злобно держащих медведя, но не делающих болевых хваток, а специалисты строго определяют и разделяют тяжёлые, болевые хватки по месту от лёгких щипков по псовине медведя, не присуждается диплома выше третьей степени. Тут как бы насмарку летят годами выпестованные охотниками такие драгоценные качества, как вязкость, злобность и другие особенности в работе охотничьих лаек. Есть и ещё ряд существенных замечаний по правилам испытаний лаек по медведю и кабану, которые нужно как можно быстрее внедрять в жизнь. Вся полевая работа с лайками должна проводиться на испытаниях, состязаниях и притравках. Это делается для выявления лучших рабочих качеств, дальнейшего развития и закрепления их и подготовки к самой охоте. Поэтому и правила, по которым проводится полевая работа, в данном случае по медведю, должны быть улучшены и усовершенствованы.
У нас в настоящее время есть ряд высокополевых лаек, которые передают своему потомству такие же, а иногда и лучшие рабочие качества. И всё это впервые было открыто на притравках, испытаниях и состязаниях по медведю или вольерному кабану. А совсем недавно стали проводить такую же работу и по вольерному барсуку, и здесь появились очень хорошие рабочие собаки, с прекрасной ориентировочной реакцией на зверя, с вязкостью и злобой к нему, т.е. с теми качествами, которые необходимы и дороги всем нам. Работа лаек по вольерному барсуку, который держится снаружи, а не в норе, очень даже схожа с работой лаек по медведю, а в некоторых случаях даже более опасна, потому что быстро увернуться, не испугавшись летящего на собаку барсука может далеко не каждая. К тоже зверь совершенно свободен в своём ходе и направлении. Здесь очень быстро и наглядно открываются лучшие зверовые качества лаек, их лучшие задатки, также быстро становится видна трусость и боязливость. Так что работа лаек по барсуку даёт большую возможность наглядно увидеть вязкость, злобность, приёмистость хваток, мощную атакующую реакцию лайки и барсука друг на друга. Это настолько впечатляюще и красиво, когда сходятся два равноценных бойца с большой смекалкой и хитростью, с заложенными звериными качествами, сходятся биться до конца, до полной победы, и тут всякие сентиментальные сюсюкания о том, что зверь может быть покалечен, исключаются полностью. Видя классную работу по медведю или кабану, ты сам как бы входишь в собачье нутро, словно сам всё ближе подходишь к зверю…
Охотник, эксперт по лайкам Ю.Д.Антонов,
середина прошлого века. Другу моему
Анатолию Васильевичу Ильину посвящается.