Время от времени в литературе, в прессе, по телевидению и радио появляются художественные произведения или сообщения о гибридах волка и собаки. Авторы подчеркивают их особые качества, ценные для человека – более тонкое обоняние, острый слух, большая выносливость и сила по сравнению с собаками. Все это, вместе с неутихающими спорами о происхождении и предках домашней собаки, наталкивает определенную часть собаководов (в том числе и охотников) на мысль испробовать гибридизацию с волком для улучшения породных свойств своих охотничьих собак. Известно, что такие гибриды нередки в природе, особенно в районах, где низкая численность волка. Гибридизацией собаки и волка занимались в научных институтах (Кильский университет в Германии, Кировское отделение ВНИИОЗ, Пермский военный институт и целый ряд других) для изучения наследственности и проблем зоопсихологии, а также с практическими целями – для служебного и охотничьего собаководства. Научные исследования разных ученых на большом материале показали весьма сходные результаты.
- Гибриды 1,2 и даже 3 поколения показывали устойчивую передачу по наследству волчьих свойств психики – высокую степень агрессивности к собратьям, трусость и избегание контакта с людьми, особенно незнакомыми.
- В большинстве своем гибриды плохо реагировали на смену окружающей обстановки и оказывались непригодными для дрессировки.
- У более отдаленных потомков в последующих поколениях при возвратных скрещиваниях на собаку волчьи качества психики постепенно угасали, но часто наблюдались утяжеление костяка, светлые глаза и животные почти не лаяли. При этом далеко не всегда сохранялись обостренные чутье и слух.
Встает вопрос, почему же так трудно достигаются положительные результаты гибридизации волка и собаки? В отдельных редких случаях они проявляются, а вот в массе – нет? Можно предположить, что все дело в воспитании гибридов. Мать-волчица резко пресекает общение своих щенков-гибридов с человеком и закрепляет своим воспитанием боязнь контакта, но и у матери-собаки не все щенки-гибриды подражают матери и идут к человеку. Следовательно, поведение гибридов большей частью определяется все-таки наследственностью. От охотников спасались те волки, которые человека боялись, обнаруживали его раньше и пытались скрыться, в природе выживало преимущественно их потомство. Однако изредка у волков появляются щенки, у которых страх отсутствует, и они проявляют дружелюбие к человеку. Ученые считают, что это генная мутация особого рода, отражающаяся на поведении. В этом плане очень интересны работы по гибридизации Пермского военного института, поскольку ученым в руки попала именно такая дружелюбная волчица. Потомки ее и овчарки обладали ценной наследственностью, хорошим здоровьем и проявляли неплохие рабочие качества (хотя заметно отличались по агрессии к человеку и устойчивости навыков). К сожалению, этих гибридов было получено мало, они плохо переносили смену дрессировщиков. Эксперименты во ВНИИОЗе показали, что отдаленные гибриды волка с лайкой показывают высокие результаты по поиску крупных копытных, но очень скупо отдают голос. Лай их представляет собой глухое редкое тявканье. Интерес к пушным зверям очень слабый или вовсе отсутствует. Наблюдается утяжеление костяка и черепа, скуластость, светлые глаза. Но самое главное – часто проявляется либо агрессия (даже к хозяину), либо трусость – по отношению к посторонним; а еще – угнетенное состояние при перевозке и отказ работать в течение нескольких дней после дороги.
Кроме того, в ряду последующих поколений положительный эффект гибридизации неустойчив, т.к. не всегда передается по наследству и нередко сопровождается нежелательными свойствами психики у потомков. Очень интересными оказались исследования по наследственности психологической совместимости человека и щенков волка и собаки, которые почти сразу после рождения были отняты от матерей и воспитывались людьми. После того как они открыли глаза и немного подросли, им предоставили в пустом помещении сделать выбор – пойти к своему воспитателю или к привязанной в другом углу собаке. Все волчата пошли к собаке, а собачки – к человеку. Многие тысячи лет назад человек отобрал себе дружелюбных щенков волка и на протяжении целого ряда поколений оставлял себе не только самых активных и сильных, но также умных, понимающих и стремящихся к контакту с человеком.
Каков же итог? В условиях научных институтов при работе с большим количеством животных есть возможность обнаружить и закрепить полезные свойства у отдаленных потомков гибридов, используя знания по генетике, зоопсихологии псовых, в скором будущем применять генную инженерию. Стоит ли одному человеку заниматься гибридизацией? Процесс этот слишком длительный, трудоемкий, затратный и результаты его трудно предсказуемы. Ведь гибриды могут не только не получить ценных свойств волка, но и собаки, используемые в гибридизации, теряют возможности закрепить и передавать свои качества по наследству. К тому же, такие опыты частных лиц запрещены Российским законодательством. Мало того, волчье-собачьи гибриды крайне опасны в охотничьих угодьях, т.к. более плодовиты, чем волки, бывают агрессивнее к людям, уничтожают дичь, нападают на домашних животных, часто поддерживают и распространяют бешенство и другие опасные инфекции.
Вне всякого сомнения, что гораздо эффективнее для охотников сохранять и закреплять отобранные еще нашими предками лучшие качества уникальных российских пород лаек, повышать ответственное отношение к ценным племенным собакам.
О.А.Госькова.
Кандидат биологических наук (Екатеринбург).