Часть 1. Типы производителей.
Нередки случаи, когда выдающиеся по рабочим и экстерьерным качествам собаки дают потомство значительно хуже, чем они сами. Хотя и реже, но наблюдается и обратное: потомство получается значительно лучше производителя. Естественно, что для оценки собаки как производителя именно качество потомства имеет решающее значение. С этой точки зрения можно выделить пять основных типов производителей:
- Производители, стойко дающие потомство «в себя», т.е. повторяющие в потомстве в сочетаниях с самыми различными партнерами свой тип и качества. При условии высоких достоинств самого производителя это самый желательный тип. Особенно он ценен при работе внутри «линии». К сожалению, встречается он не часто. К этому типу относился родоначальник наших черных пойнтеров Блекфильд Аксакал 4058, передавший всем своим детям свой тип, чутье и стиль работы. К этому же типу приближался и чемпион Бокс II 60/п, передавший, к сожалению, как хорошие, так и отрицательные качества.
- Производители, дающие потомство достаточно однородное, но в общем лучше себя. Такие производители также очень ценны, в частности, при работе с линией. Нередко они бывают даже основателями линий. К этому типу относился известный производитель, оказавший огромное влияние на породу английского сеттера, — Пюрсель Абрек 7204.
- Производители, дающие хорошее потомство только в определенных сочетаниях. Таких производителей можно с успехом использовать или в работе с линией, или (что применяется чаще) при определенных межлинейных кроссах. Естественно, роль их более ограничена, чем первых двух типов. К этому типу принадлежали пойнтеры чемпион Грааль 5802 и Дженни 6345, давшие выдающееся потомство от вязок друг с другом и ничего заслуживающего внимания в других сочетаниях.
- Производители, дающие пестрое, мало напоминающее их и друг друга потомство. Среди этого потомства могут быть хорошие, и даже выдающиеся собаки, идущие при этом от разнообразных сочетаний. Иначе говоря, такие производители могут обладать «широкой сочетаемостью». На тип их потомства обычно решающее влияние оказывает их партнер – второй родитель. Таких производителей можно широко использовать в племенной работе, но для разведения по линиям они малопригодны. К этому типу принадлежал широко использованный в 30—40-х годах пойнтер Миг 50/п. К такому же типу приближался Ратмир 644/п.
- Последний тип — производители-неудачники, дающие в большинстве малоценное потомство. Понятно, что они относятся к племенному браку.
Конечно, из этих правил могут быть исключения: производители первого типа могут дать нетипичное или неудачное потомство или у производителя пятого типа «прокинуться» удачный щенок. Речь идет о большинстве их потомства.
Оценка производителя и отнесение его к тому или другому типу — дело нелегкое.
Прежде всего, приходится считаться с тем, что на потомство оказывают влияние оба родителя. Поэтому при оценке производителя неизбежно приходится учитывать влияние его партнера. Нередко бывает так, что с кобелем, высоко прошедшим на выставках и испытаниях вяжут лучших сук и по их потомству делают заключение о племенных качествах кобеля. Такая оценка неизбежно бывает завышенной, особенно в том случае, когда не замечают, что от средних сук он дает потомство посредственное, да и от лучших оно бывает хуже матери. Наиболее правильно оценивать кобеля по потомству от той группы сук, с которыми его в дальнейшем думаю использовать. Но, чтобы нащупать наиболее удачные сочетания, которые можно использовать в дальнейшем, целесообразно на первых же порах давать ему сук резко отличного происхождения. Конечно, общие правила подбора, о которых говорилось в статьях, помещенных в №№ 2 и 4 журнала, должны соблюдаться и тут. Качество сук, даваемых испытываемому кобелю, должно быть в среднем хорошим. Распространенный прием подбирать молодому кобелю посредственных сук в расчете дать хороших после того, как он даст хорошее потомство от непосредственных ставит его в невыгодные условия и приводит к занижению его качеств. Ясно, что подбором только выдающихся сук его качества искусственно завышаются и ему создается необоснованная реклама.
А. ПЛАТОНОВ,
кандидат сельскохозяйственных наук.