Как медведь медведя заел.
Наша семья – природные охотники. И если более точно сказать – медвежатники. Отец мой охотничал ещё с пистонным одноствольным ружьём и рогатиной. Этот метод охоты был в 1869 году. Отец любил охоту на медведя в берлогах и начинал искать их с 14 сентября, обнаруживал он их в последних числах октября, когда медведь искал себе место для берлоги, драл мох и стлал его в медвежье логово, делал себе мягкую постель для долгой зимней спячки.
Ходил отец на медведя без собак, чтобы не спугнуть и не отогнать зверя. А летом он ловил их капканами на приманку. За всю свою охоту отец уничтожил 53 медведя. Сменил его 14-летний сын – мой брат. Он ходил на медведя с собаками, добывал их в берлоге, но больше уделял внимание ловле капканами. Всего мой брат уничтожил 23 рыси, 67 медведей и 11 волков.
Я сменила брата в 1938 году и взялась охотничать на 46 году жизни. Хищных зверей уничтожила: 18 рысей, 2 росомахи и 40 медведей. А вот в 1958 году я взяла 36 медведя при совершенно необычайном случае. Ни от отца, ни от брата, ни от других охотников я не слышала такого, чтобы медведь медведя заел.
1 июня я поставила на медведя капканы, правда, это было уже поздно, но меня задержала Свердловская охотинспекция, выписав удостоверение с разрешением в последних числах мая. Первого июня поставила капканы, а шестого пошла проверять. Во время проверки обнаружила, что один капкан утащен. Тогда я остальные быстро закрыла, вернулась сразу же за собакой. А тут ещё попросился один товарищ свою собаку испытать и потравить на медведя. Мы пошли. Собак я до следа веду всегда на цепи. Подходим к месту, где был поставлен капкан. Собаки сильно потянули влево. Думали, что далеко пойти придётся, потому что потаск уже застарел, и вдруг слышим ворчание собак. Подготовились, спешно продвигаемся сквозь лёгкую заросль к собакам. Подошли, видим кучу хвороста, а под ней мёртвый медведь. У меня сразу пропал интерес. Привели собак потравить, а тут, на тебе, мёртвый медведь под хворостом, а вокруг всё истоптано, лес выломан.
Когда очистили зверя и по-следопытски всё расследовали, то картина стала ясна. Медведей было двое. По всей вероятности, самка и самец, шли они рядом. Самец попал в капкан, а самка его не бросила, пошла с ним. Вскоре он припутался цепью к ёлке, толщиной сантиметров пятнадцать. Это дерево вдвоём перегрызли, но выше цепи. Такая мера медведю не помогла. И вот самка поступает с ним, как мать с медвежонком, когда тот попадает в капкан. Она отгрызает малышу лапу и уносит его. Так и эта медведица – тоже отгрызла другу лапу, но не ту, что в капкане, потому что на лапе с капканом у него лежала задняя лапа. Она её и перегрызла. Ну, а он опять не двигается.
И вот тогда случилась трагедия. Хвативши вдоволь горячей крови и мяса, медведица разожгла в себе хищную жадность зверя и съела почти половину зада у своего друга. А потом закрыла его хворостом, видимо, собиралась ещё прийти. Вот такие случаи бывают.
А.С.Таскина. Газета «Новая жизнь» – 1965 – 26 декабря («167).
Собака Утик.
Бывает, что помесные собаки дают совершенно интересное поколение. Была у меня такая собака – Утик. Как-то охотилась я на уток на озере Актай. Была осень. Когда я пришла к озеру, охотничья избушка топилась. Залаяла собака. Я открыла дверь, поздоровалась: «Доброго здоровья, Анна Степановна, – сказал охотник, – Поздновато уже, полночь близко». «А мне привычнее в любое время ходить по лесу», – ответила я. Разговорились, попили чаю, улеглись. Да какой тут сон – охотничьи разговоры. Один одно рассказывает, другой другое. Разве уснёшь. Подремали часа 2-3 и стали готовиться к выходу на озеро. Ещё в темноте разошлись по скрадкам. Напротив меня был скрадок Георгия Васильевича. Все притихли, когда потянулись утки. Мне очень понравилась у Георгия Васильевича собака, она приносила ему всех подранков. Собака работала хорошо.
После охоты в избушке договорились, что Георгий Васильевич оставит мне щенка. Я выбрала себе щенка тёмно-рыжей масти и назвала его Утиком, в честь нашей утиной охоты. Да и собаку хотела растить утятницу. Я подолгу охотилась на уток, т.к. работала по договору с заготконторой. Утик рос сильной собакой. Ему было чуть больше года, когда я первый раз повела его на озеро, чтобы поохотиться на уток. Попутно решила проверить медвежьи капканы. Собаку вела на поводке. Мы шли тихонько по тропе. И вдруг тропу пересёк свежий лосиный след. Утик не обратил никакого внимания. «Эх, дворняга, ты, дворняга, – подумала я. Будешь ли уток искать?» Шла и волновалась – неужели дармоеда веду. Прошли четыре капкана. Остался пятый, последний. Вдруг Утик стал идти беспокойно, потягивать носом и потянул меня в сторону. Шерсть у него на хребте стала дыбом. Уже не хватало сил, чтобы сдерживать Утика. Через несколько метров я увидела, что тропу пересёк медведь с капканом. Я отцепила Утика, и он умчался по следу. Я проверила ружьё и зарядила оба ствола пулями. Один патрон взяла в руку, сама пошла по следу. Сердце стучит, мимоходом замечаю: вот сломал осину, здесь вывернул валежину, и вдруг смотрю, вырыл яму, лежал, засыпав лапу землёй. Яма уже высохла, значит много времени прошло. А на уме радость: медведь попал в капкан, Утик стал работать на медведя.
Слышу, Утик залаял, со злостью, яростно, бегу на лай. Всё ближе и ближе. Вот уже вижу, как Утик посадил медведя и не даёт ему шага сделать, рвёт его за «штаны». Не стреляю, медведя держу на мушке. Думаю, пусть собака приучится, но вижу, что Утик так разъярился, что не мудрено ему в лапы медведя попасть. Я выстрелила, медведь уронил голову, повалился замертво. Утик вскочил на медведя и сильно рвал его. Я подошла к медведю, стала уговаривать Утика, оттаскивать, но он не унимался. Пришлось взять его на поводок и привязать к берёзе. Стала снимать капкан с лапы медведя, затем обдирать. Домой возвращалась поздно вечером, но на сердце было радостно: шли на пробную охоту на уток, а убили медведя.
Записал А.И.Кащеев. апрель 1974 год.
Встреча с хозяйкой уральской тайги.
Недавно Каширские восьмиклассники-краеведы встретились с человеком из сказки.
Всё происходило так. Ребята собрались на встречу со старейшим охотником Урала. И вот в класс в сопровождении нескольких учителей вошла старушка с небольшой палкой в руках, с каким-то привлекательным ласковым взглядом, улыбнулась и сказала своим певучим, ничуть не старческим голосом: «Здравствуйте, дети». Гостью пригласили присесть. Ребята видели её портрет, где старая женщина в ушанке, в овчинном полушубке, с ружьём. Под портретом была подпись: вот она какая – 70-летняя охотница А.С.Таскина.
Юные краеведы были очень удивлены, когда им сказали, что в гостях у них и есть та самая женщина, которой скоро исполнится 79 лет. Много интересного из своей жизни рассказала старая охотница. Дед и отец были знаменитыми на всю тайгу охотниками. Ходили один на один на медведя, порой с одной рогатиной. Знали они доброту и щедрость тайги, её коварство и безжалостность, потому и жили с ней в большой дружбе, любили её. Эту любовь к природе передали детям и внукам.
С шести лет Аня жила в лесу с родителями, полюбила суровый край. Может быть и стала бы с той поры охотницей, да шестнадцатилетнюю Аньку выдал отец замуж за М.Г.Таскина. Больше трёх десятков лет проработали они с мужем на железной дороге. Вырастили троих своих детей да двух приёмных.
А с 1919 года Анна Степановна принимала активное участие в общественной работе. После выхода мужа на пенсию семья Таскиных вернулась в родные таёжные места. Началась необычная жизнь. Муж оставался дома хозяйничать, жена чуть свет с ружьём и собакой уходила в тайгу. Было ей тогда 46 лет.
Застрелила первого медведя. А вскоре и рысь прыгнула на собаку. Снова схватка, Анна Степановна вышла победительницей. В течение 30 лет она отстреляла 40 медведей, 18 рысей, одного волка и двух росомах. А сколько шкурок белок, куниц, горностая сдала А.С.Таскина в заготконтору – не счесть.
Потом занялась сбором лекарственных трав. За лето сдавала до 15 кг лекарственного сырья. Приятно думать, что я помогаю людям быть здоровыми. Анна Степановна стала частой гостьей в детских садах и школах. Вела охотничий кружок, где изучали с ребятами повадки животных, растительный мир. Она приучала ребят любить природу, вести борьбу с браконьерством.
Старейшая охотница ведёт переписку с охотниками, школьниками со всех концов России. А в ответ получает слова благодарности. Молодой охотник просил в письме помочь советом, как перехитрить рыжую плутовку лису, которая повадилась на ферму за курами. Охотница не замедлила с ответом. И через две недели получает письмо: «Ура! Последовал Вашему совету и плутовка попалась-таки!» Это только один эпизод.
Корме прочего Анна Степановна ещё и самодеятельный скульптор. Её скульптуры получили широкое признание. Об этом говорит диплом первой степени, а её работы выставлены в школах и музеях. Удивительный человек Анна Степановна Таскина. Она много лет пишет охотничьи рассказы, которые можно прочитать в журналах.
Неплохо владеет она столярным ремеслом. Об этом говорит её обстановка в квартире, лыжи для внучки.
Мы начали свой рассказ о человеке из сказки, о знаменитой охотнице. А перед ребятами стоял и говорил обыкновенный человек – женщина, влюблённая в природу и людей. Ребят захватил рассказ старейшей охотницы. После встречи с ней они мечтают побывать в тех местах, где живёт Анна Степановна, не зная покоя и отдыха.
Д.Белоусов с.Каширино, 14.03.1973г.