<-->

Охотница из Верхотурья

Анна Степановна ставит капкан на медведя. Таскиной 79 лет

Охотники на медведей.
Нелегка работа медвежатника. Чтобы поймать медведя в капкан, надо знать и уметь очень многое. Заготовить приманку, правильно поставить капкан и т.д.
На моих глазах растёт мастерство братьев Поповых. Семь лет назад мне пришлось взять их на помощь, чтобы привезти с хутора Путимцево охотничий трофей – мясо и шкуру медведя. Привезли на моторной лодке.
Заинтересовала медвежья охота братьев. Стали они просить показать, как ставятся канканы на медведей. А в 1962 году Аркадий Степанович сам сделал капкан. Количество их на участке возросло до пяти. Никакие трудности не останавливали Степана и Аркадия Поповых. Сейчас на их счету уже три отловленных медведя. Хорошо подготовлены собаки для будущей охоты. Поповы охотятся и на пушных зверей. Добывают куниц, белок, колонков, горностаев.
В прошлом году Степан Степанович был на слёте охотников, премирован денежной премией. Надо сказать, что любовь к охоте на медведя Поповы прививают своим детям. Юра и Серёжа мечтают сразиться с хозяином лесов. Рада я, что труд не пропал даром. У меня хорошая смена.

А.Таскина, старейшая охотница.
Газета «Новая жизнь» № 81 от 9 июня 1967г.

Кедр.
Давнишняя это история, а всё из памяти не выходит. Потому, наверное, что она мне дала наглядный урок, как нуждается природа в человеческой защите и как, порой, бывают люди безжалостны к ней.
Помню, принесла я из леса саженец кедра. Осторожно выкопала его в дальнем таёжном углу. Решила – посажу у дома, вырастет, украсит посёлок, людям пользу принесёт. Сперва, поначалу, не хотел мой кедр привыкать к новому месту, но со временем выровнялся, хвоинки-иголки позеленели, стали упругими. Прошло пять лет, и я уехала с тех мест. Потом прошли ещё долгие годы, иногда возвращалась я в прежние места, радовалась бесконечно, видя, как тянется кедр выше, к свету и солнцу.

Но в одно из своих посещений вдруг с ужасом заметила, что дерево, ставшее почти уже взрослым, начало гибнуть. Ветки потеряли свою прежнюю гибкость, а сам он стал желтеть. Кинулась узнать причину. И услышала вот что. Братья мои малолетние задумали стрелять из ружья в цель. Для этого взяли кусок фанеры и укрепили его на моём кедре, на уровне человеческого роста. Дробинки пробивали фанеру и входили в ствол кедра. Они образовали вокруг ствола поясок, который помешал питательным сокам двигаться от корней по всему дереву, и оно стало чахнуть. Горько упрекала я братьев за такую неразумность. До слёз было жалко любимца.

Вот я и думаю: сколько погибло доброго нужного леса от людей, может быть и не злых по природе, но бездумных и беспечных. Особенно досталось кедру. Ведь его всё меньше и меньше становится даже в нашей тайге. Добытчики кедровых орехов бьют по стволу тяжёлыми дубинками, пользуются острыми железными когтями. А сколько вреда приносит бесцельная стрельба, не затушенные костры!
Восьмой десяток я живу на свете, долгие годы была связана с тайгой и всегда трогает и волнует красота уральской природы. Нужно любить её, беречь, заботиться о ней. Чтобы красоты досталось и нам и детям нашим, и внукам и правнукам.

А.Таскина, старейшая охотница Урала.
Газета «Новая жизнь» № 31 от 14 марта 1968г.

Сколько профессий у охотницы?

Работа над лосем

Читатели нашего района хорошо знают известную на всю страну охотницу Анну Степановну Таскину. Много мы рассказывали в газете об этом интересном человеке, но всё-таки осветили ещё раз далеко не все стороны её жизни. И сегодня мы расскажем о том, сколько имеет профессий Анна Степановна.

То, что Анна Степановна Таскина профессиональная охотница, знают все. С 1938 года она занимается только промыслом зверя. Но неутомимая охотница ещё и мастерица на все руки.
Недавно мы застали её дома за лепкой скульптур. Изготовив специальный раствор из глины и другого материала, она лепит зверей: лосей, медведей, белок.

­ – Вы где-нибудь учились? – спрашиваем её.
– Нет, зверей я немало повидала на своём веку и хочу рассказать о них людям в скульптурах.

Работа Анны Степановны  вызывает большой интерес. Вот красавец тайги лось. Гордо вскинул он ветвистую голову и как бы широко шагает по лесу.
А вот хозяин тайги – медведь. Он изображён шагающим прямо на охотника с разинутой пастью.
Не сама Анна Степановна, а её приёмная дочь Маруся сказала нам о том, что охотница в свободное время не только лепит скульптуры, но и хорошо вышивает. И она показала чудесные вышивки крестом, потом красиво вышитые шторы у дверей. Оказывается, и этим тонким ремеслом Анна Степановна занимается уже несколько лет. Вся мебель в квартире: шкаф, этажерки, диван, стол изготовлены тоже руками хозяйки дома.

– Вот эту этажерку для книг сделала на днях, – говорит Таскина.
– Сколько же у вас профессий? – спросили мы Анну Степановну в шутку. И она тоном убеждённого человека ответила:
– Человек всё должен уметь делать!

Посмотришь на эту энергичную женщину с умными, проницательными глазами и невольно вспоминаешь некрасовские стихи о красоте и силе русской женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…»
В апреле Анне Степановне исполнится 75 лет. Но она бодра и бойка. Ни минуты не может сидеть без работы. Перерыв в охоте – она лепит скульптуры, вышивает, мастерит мебель, делает чучела зверей.
– Без работы человеку нельзя, – любит говорить она.
НА СНИМКЕ: А.С.Таскина заканчивает специальной иглой верхний покров скульптуры лося. Текст В.Клепова. Фото В.Тверитина.

«Новая жизнь» – 1966 – 8 марта(№29).

 Благодарность А.С.Таскиной Областному обществу охотников и рыболовов./1966г./Сердечно благодарю коллектив правления дорогих товарищей обл. общества охотников и рыболовов за поздравления  меня в день моего рождения и вступления в семидесятилетний год моей жизни. Большое спасибо, что не забыли старую охотницу. Я беру на себя обязанность уничтожить хищников любого вида в этом новом пятилетнем плане. А ещё беру обязанность производить и охранять полезных животных и птиц от всех браконьерских действий, нашу родную дорогую нам природу и её фауну.
С приветом Ан.Таскина.

Лесные разбойники.

Вывелись птенцы рябчика

В лесу у птиц сейчас самое ответственное время. Через три-пять дней будут выводки у копалух, тетёрок, самок рябчиков и других птиц. Шныряют по кустам, выискивая гнёзда, лисы, куницы, колонки, горностаи. Немало их, лесных разбойников, зорящих не только гнёзда, а иногда уничтожающих и самих наседок.

На хуторе Путимцево не так давно я обнаружила гнездо самки рябчика. Семь бледно-матовых яиц с крапинками один к одному лежат в сухой траве на пеньке. Ладно, думаю, пусть выводятся. Ещё на семь рябчиков в лесу больше будет.

Пойду проверять капканы на медведя и всякий раз зайду и посмотрю. Вылетит наседка, лежат яйца целые, невредимые. И вот 6 июня подходим вместе со Степаном Поповым и видим у пня только одни перья от рябчика, а яйца все семь целёхонькие. Как узнать, застужены яйца или нет, теплица ли в них жизнь? Ничего не поделаешь, без жертвы нельзя. Вскрыли одно, а там птенчик живой. Осталось бы ему допариться каких-нибудь 5-6 дней. Закопала его. Не бросать же остальные яйца на произвол судьбы. Взяла и осторожно принесла домой. Поставила в тёплое место, у камина, в картонную коробку, положила сверху и снизу ваты, термометром проверяю температуру, чтобы жарко сильно не было и холода миновало.
По всему видимо куницы-разбойницы это проделка. Видимо, подкралась осторожно, а самка рябчика молодая, первый год выводила, вот и засиделась, зазевалась. А куница хвать её и тут же у гнезда и съела. Но не успела до яиц добраться, мы подошли.
А рябчики, если выведутся, расскажу об этом в другой раз.

А.С.Таскина, старейшая охотница.
Газета «Новая жизнь» – 1966 – 12 июня (№70).