Часть 2. Специализация лаек в довоенный период.
В средней полосе России в Сибири стали появляться питомники. Владельцы их отдавали предпочтение лайкам зверового направления. Питомники Ширинского-Шихматова; Нарышкина; Маламы; Лялина; Дмитриевой-Сулимы. Очень популярна была у русского населения охота на лося с лайкой на Урале. Лосятницы очень ценились. Русское население европейского Севера использовало лаек для обнаружения медвежьих берлог, которые очень дорого продавались богатым охотникам двух столиц (Москва, Санкт-Петербург).
В начале XX века во многих городах Урала, Сибири лайка у охотников была не редкостью. По осени в городах (в частности Екатеринбурге) сбивались охотничьи ватаги и отправлялись на промысел, кто по железной дороге, кто на конных подводах, в северные районы на промысел пушного зверя (в основном на белку, т.к. численность соболя и куницы к этим годам была сильно подорвана).
С приходом в Россию Советской власти на промысловое собаководство возлагались большие задачи в заготовке “мягкого золота”. Продажа пушнины на международных аукционах имела большое значение в экономике страны.
Со страниц всех охотничьих изданий звучал призыв к сохранению лайки, “кормилицы и поилицы” северного населения. Она действительно была кормилицей, т.к. пушнина в те годы очень ценилась. В послереволюционные годы более востребована стала лайка-бельчатница, ввиду катастрофического уменьшения поголовья соболя (куницы), лося и запрета охоты на эти виды. Интерес к бельчатницам, мелочницам сохранялся до послевоенных лет.
К послевоенным годам стали организовываться и крепнуть промхозы. Стала увеличиваться и расширяться популяция соболя. Восстановилось до разумного предела поголовье лося, он стал даже обычным зверем лесостепной и лесотундровой зоны. Но культура охоты, приемы охоты на сохатого с лайкой практически были потеряны. Стала популярна “охота” с тракторов на кормушках и солонцах. Простые охотники, не имеющие возможности приобрести отдельную лицензию, охотились бригадами загоном на номера.
Смешно и печально в классическом стиле с лайкой лося добывали браконьеры, особенно жители сельских местностей и таежной зоны.
В послевоенные годы было много сделано по развитию заводского лайководства. В 1947 году были приняты стандарты на лаек по географическому принципу. Это было начало третьего периода. К этим годам были разработаны правила испытаний почти по всем основным видам охоты с лайкой. За основу правил испытаний были взяты правила испытаний легавых собак со стобальной системой оценки.
Для испытания лаек по белке и птице эта система позволяла приблизительно выявить за отведенный час времени её рабочий досуг. Но для испытаний таких редких и трудно добываемых зверей, как соболь, лось, кабан времени, предусмотренного этой системой испытаний, оказалось мало. Абсолютно непрофессионально были написаны правила испытаний по лосю. Но это тема отдельного разговора. И так после принятия стандартов начался бурный рост заводских пород лаек, особенно западносибирской. Растет количество проводимых выставок, испытаний. Как грибы после благодатного дождя, растут всевозможные чемпионы. С этого момента заводское лайководство стало принимать выраженный спортивный характер. С принятием бонитировочной оценки критерием, определяющим племенную ценность лайки, становятся баллы, набранные ей, а не количество добытых белок, соболей, лосей, глухарей и т.д.
Все дипломы на так называемые “вольные” виды (исключая лишь утку) дают равные баллы, т.е. диплом по белке, заработанный в парковой зоне, приравнивается диплому по соболю, диплом по тетереву приравнивается диплому по лосю и т.д., разница заложена лишь в степенях диплома.
Теперь сделаем небольшой исторический экскурс и посмотрим, как ценились лайки в 20-40-е годы прошлого века в зависимости от способностей и специализации по разным видам. Для этого используем труды Г.И.Демидова, сотрудника Уральской научно-исследовательской станции. Рукопись “Состояние промыслового собаководства в Свердловской, Молотовской, Омской области и меры к его улучшению” 1940 г. Из трудов видим, что среднегодовая добыча промышленника с лайкой по Таборинскому району (приводим среднюю цифру) – белка – 150, соболь – 2, лось – 2, глухарь – 10, медведь – 1. В среднем до 200 штук рябчиков добывалось на каждого охотника, но без применения лайки. Нет в трудах Г.И.Демидова сведения о добыче тетерева, норного зверька, утки. Из имеющихся данных мы можем сделать вывод, что на первое место по значимости для промысловой охоты выдвигались лайки:
1. Бельчатница
2. Лосятница
3. Соболятница (куничница)
4. Глухарятница.
Цены на них могли (при особо выдающихся качествах) даже приравниваться стоимости 2-3 коров, но продажа лаек тогда была явлением крайне редким, особенно взрослых. Заметим и то, что Таборинский район не являлся чисто промысловым районом, а статистика охватывает охотников с лайкой – полупромысловиков, т.е. тех, чей семейный бюджет складывался не только из результатов охоты, но и из разведения сельскохозяйственных животных, огородничества.
Для полноты и объективности выявления приоритетов при охоте с лайкой на Урале в начале XX века обратимся к трудам уральского лайковеда Ф.Ф.Крестникова. В начале 1927г. в журнале “Уральский охотник” он писал: “Бельчатница стоит 15-50 рублей, а если идет на – куницу 100 рублей, выдающаяся куничница – 300 рублей, лосятница стоит 200 – 300 рублей, особо выдающаяся 500 – 1000 рублей. Тогда же 2-х ствольное ружье стоило 200 – 300 рублей. Ружье классного мастера 600 – 1500 рублей, а щенок в союзе охотников 10 – 20 рублей”.
Ещё возьмем для рассмотрения вопроса, на кого больше охотились с лайкой в начале XX века, труды Ю.А.Ливеровского.
Ю.А.Ливеровский в 1925-27 годах периодически работал в экспедициях по исследованию охотничьего промысла в северных районах Европейской России (Верхне-Вычегодский и Печорский районы). В книге “Лайки и охота с ними”, издававшейся в 1927-31 гг., Ю.А.Ливеровский писал: “Объект основной охоты печорцев и вычегодцев – белка. Другие мелкие звери – соболь, куница, норка, выдра, горностай, а из более крупных млекопитающих – рысь, росомаха, лось и медведь – добываются попутно. (Я упоминаю только зверей и птиц, в промысле которых то или иное участие может принимать лайка)”.
Приведем из книги ещё такие данные: “Средняя дневная добыча печорского промышленника 2-3 белки, хорошая – 5 и выдающаяся 8 белок…”. Далее: “Отношение числа добытых белок со средней и хорошей собакой при равных условиях определяется приблизительно как 1:4”. И ещё одна цитата: “Реальная денежная стоимость выдающейся бельчатницы может даже иногда приблизиться к стоимости соболевой собаки, вообще наиболее дорогой на севере”.
Ю.А.Ливеровский отмечает в книге, что охота на медведя с лайкой непритягательна для промышленника в виду отсутствия материальной выгоды, а также отсутствия лаек способных оказать помощь в этой охоте. Автор отмечает, что есть много деревень, где все население всю жизнь занимались промыслом, но, ни разу даже не видели медведя на охоте.
Итак, суммируя выводы трех специалистов по промыслу с лайкой, приходим к выводу, что наиболее ценились лайки, специализирующиеся по соболю (кунице), лосю, белке. Еще раз оговоримся, что анализ проводился в довоенные годы прошлого века, когда лайка была промысловой собакой.
Эксперт-кинолог Всероссийской категории
по лайкам Г.З. Насыров (Екатеринбург).