
Год был неурожайный: грибов мало, ягоды тоже – погода подвела. Летом была засуха, да и потом дождей тоже прошло мало. Реки обмелели.
Белки в лесу было много, собаки лаяли постоянно, а птицу надо было искать, она вся сосредоточилась ближе к корму, в том числе и к ягоде. Настреляли немного, но всё пошло на питание себе и собакам.
Вообщем с Севера ехали пустыми, без дичи. Такое со мной было впервые. До этого 10 лет ездили в ту же сторону, и охота всегда были удачной.На обратной дороге решили заехать к другу моего друга Григория Михайловича Николаю Петровичу. Он обещал помочь с организацией охоты в его районе. Всё оформили и поехали на новое место, воспользовавшись советом друга. Лес был неплохой: хвойные участки, выруба, лиственный подрост, пересечённый рельеф местности, река с многочисленными, втекающими в неё ручьями и бобровыми постройками.
Выпустили собак и сами стали собираться обследовать новые угодья. Шустрые собачки сразу же согнали пару глухарей, потом облаяли и белку. Несколько раз попадались следы лося и кабана. Сделалав разведку по ближайшим окрестностям, решили пообедать. Две молодые собачки, полуторагодовалые, Калита А.С.Журбина и Лайма Г.М.Шабардина, обе с характером, в чём пришлось убедиться не только в этой поездке, передрались во время обеда. Вовремя не успели их привязать. Так что Лайма захромала и её пришлось оставить, чтобы не усугублять травму.
Мы с Григорием Михайловичем пошли вдоль реки, которая петляла в северном направлении, удаляясь и снова приближаясь к ней. Ничего интересного мы здесь не обнаружили, кроме лосиных следов на визирке, идущих в разных направлениях. Собаки всё время были в движении и их практически не было видно. Иногда слышали их проверочное взлаивание. Потом они пробегали в пределах видимости, проверяя направление движения хозяина, и снова скрывались в лесу. День клонился к вечеру и решили вернуться к реке, чтобы использовать её как ориентир для обратной дороги. Присев у реки на высоком берегу, стали наблюдать за течением, разглядывать нагромождения деревьев и завалы, чтобы немного отдохнуть. Глядя на воду, огонь костра тоже к этому располагает, расслабляешься, отвлекаешься от всех забот и проблем. Вообщем, мы сидели у воды и в полголоса переговаривались. Надо было ещё дождаться собак перед возвращением к месту стоянки. Тут Гриша заметил рябчика и стал его скрадывать. Но вскоре появились собаки, опустив головы и принюхиваясь, они быстро проскочили мимо нас и через минуту скрылись в лесу. Было заметно, что Багира с Калитой двигались целенаправленно. В голове сразу появилась мысль, лишь бы не ушли за лосем, т.к. вечерело, место было незнакомое и могли уйти далеко.
Через 15-20 минут раздался лай моих собак. Чтобы не упустить дичь, я почти бегом направился в этом направлении, на бегу крикнув Григорию, чтобы он меня догонял. Отстреляв рябчика, Гриша решил вернуться к машине. Собачий лай быстро удалялся. Через некоторое время голоса стали слышны совсем плохо. Я спешил к собакам с максимально возможной в этом лесу скоростью. Наконец голоса стали слышны лучше, пока не послышались совсем рядом, но лай временами раздавался как-то глухо. Это мне показалось странным, но когда оказался на месте событий, всё стало ясно.
А пока, приняв все меры предосторожности, т.е. чтобы не подшуметь: осторожно, аккуратно и под лай подошёл к собакам. Багира и Калитой бегали вокруг давно упавшего, толстого, подгнившего дерева с вывернутыми корнями. Они пытались просунуть под него голову, и когда это удавалось, начинали лаять. При этом лай был глухим и плоходоносчивым.

Я не сомневался, что под деревом спрятался барсук. Но добраться до этого зверя сейчас было непросто, и собакам требовалась помощь.
Первым делом осмотрел место, где сидел барсук и убедился, что ему некуда сбежать. Потом достал из рюкзака топорик и вырубил жердь около двух метров длиной. Затем сделал под упавшим деревом дыру и засунул туда жердь, чтобы ограничить возможность передвижения зверя. Теперь сделал ещё пару отверстий, чтобы лучше было видно, где находится барсук. Этим сразу же воспользовались собаки. Как только позволил размер отверстий, Багира с Калита просунули головы и попытались достать зверя. Послышалось фырканье барсука, злобный лай и визги собак. Было ясно, что моим лайкам досталось от зверя. Но этим барсук ещё больше разозлил их. После укусов зверя собаки стали ещё активней и злей подбираться к своей добыче. Пришлось сделать третью дыру. Укусы барсука очень опасны, собаки долго болеют и могут быть осложнения, поэтому решил воспользоваться ружьём. Когда сделал отверстие, то оказалось, что зверя не видно и пришлось взять ещё одну жердь и перекрыть проход в другом месте. После очередного укуса барсука Калита почти наполовину влезла пор упавшее дерево, изловчилась и схватила его за горло. Когда стала вытаскивать зверя, то никак не получалось. Я посмотрел на Багиру и всё сразу понял, она держала его с противоположной стороны. Общими усилиями с Калитой мне удалось вытащить барсука из укрытия. На эту работу ушло немало времени и надо было спешить к машине. Предстояла ещё дорога домой. Уставшие, но довольные, собаки бежали следом, всё время поглядывая на рюкзак с дичью. Теперь возвращаться домой было не стыдно.
А.С.Журбин (Екатеринбург),
сентябрь 2008г.