<-->

Охота и выставки. Что важнее? История, факты, доказательства

Ф.Ф.Крестников (за столом) на экспертизе лаек

Я долго думала, как начать эту статью и решила, что правильнее всего будет обратиться к истории кинологии вообще и в России в частности. С древних времен, собаки составляли неотъемлемую часть человеческого быта. Но первейшей и основной областью их применения была охота.

История российской кинологии.

Первобытному охотнику, вооруженному дубинкой и каменным топором, помогали собаки-загонщики. Позднее, благодаря отбору наиболее способных и выносливых особей, появились более однотипные гончие собаки, вислоухие и чутьистые, преследовавшие зверя с лаем, способные загонять его до изнеможения и, остановив, удерживать его до прихода охотника. До появления огнестрельного оружия на охоте, также возникала необходимость в мощных травильных псах, но, впоследствии, за ненадобностью, их перестали использовать в охоте. Сейчас, такие собаки нам более известны, как служебные (сторожевые и пастушьи).

Псовая охота

У людей хорошего достатка и не нуждающихся в добывании пищи охотой, возникла потребность в собаках компаньонах и декоративных собаках, т.к. об уме и преданности собак складывали легенды.

Таким образом, появилось условное деление пород по хозяйственному использованию: охотничьи, служебные и декоративные собаки.

Наша отечественная кинология зарождалась в 19-ом веке  на базе  псовых охот – национального спорта и развлечения воинского сословия России. Проведение таких охот требовало не только больших финансовых и физических затрат, но и наличия высококлассных верховых лошадей и поголовья гончих и борзых собак. Именно это и послужило стимулом к началу и проведению селекционной работы. Родоначальники кинологии России – воспитанники лучших учебных заведений, люди высокой культуры и ума.

Со второй половины 19-ого века собаководство перестало быть привилегией богатых и  привлекало всё большее количество энтузиастов из городской и сельской интеллигенции. Вышло большое количество книг по псовой охоте, в которых также излагались основы селекционной работы. Многие основоположники отечественной кинологии посещали зарубежные выставки охотничьих собак, налаживали контакты с кинологами Англии, Франции и других европейских стран. Иностранных кинологов приглашали в Россию для экспертизы на выставках, а также для обмена опытом. Не жалея средств русские энтузиасты завозят из Европы лучших представителей зарубежных пород – преимущественно охотничьих. Кинологические новости освещаются в популярных журналах того времени. Владельцы лучших псарен были известны и уважаемы.

Есть рабочие лайки – есть добыча

Наибольшим вниманием собаководов предреволюционного периода пользовались породы гончих, легавых и борзых. Как результат – создание резвейших в мире русских псовых борзых и русских гончих, что стало огромным шагом на пути признания России как одного из ведущих  кинологических центров.

С 1847г. в стране систематически проводились выставки охотничьих собак, на которых экспонировались и не охотничьи породы. Нашими кинологами были разработаны уникальные на тот момент системы экспертизы, как по экстерьеру, так и по рабочим качествам. Они легли в основу большинства современных и общепринятых во всем мире методик оценки собак.

Во времена, как у нас уже принято называть, «застоя», охота была признана буржуазным, а, следовательно, антикоммунистическим занятием.

В то время в СССР, наибольшее внимание уделялось разведению уже имеющихся (немецкая овчарка, эрдельтерьер, доберман), а также созданию совершенно новых служебных пород (восточно-европейская овчарка, русский черный терьер).

Но, тем не менее, в послевоенные годы в Главном управлении Охотничьего хозяйства был создан отдел собаководства, который вел Всесоюзную Родословную Книгу Охотничьих собак (ВРКОС). В неё записывались породистые собаки, их предки, а также экстерьерные и охотничьи оценки, полученные этими собаками на выставках. Была также введена система бонитировки. На её основании собака записывалась в определенный племенной класс: 3-й (самый низший), 2-й, 1-й, класс «Элита». Её создание дало возможность на основе имеющегося, довольно малочисленного генофонда вести племенную работу. Эта книга существует и по сей день, но при нынешней, более усовершенствованной и централизованной, системе учета поголовья, её данных не достаточно. Т.к. книга и правила записи в неё сохранились неизменными аж с 1951(!) года, то даже несведущему в кинологии человеку будет понятно насколько она не отвечает требованиям современного собаководства.

 Охотничьи собаки сегодня.

Лайки на РКФ выставке

Благодаря созданию РКФ (Российской Кинологической Федерации) на данный момент существует компьютеризированная общая база по очень большому проценту от имеющихся в России собак. РКФ включает в себя огромное количество клубов и питомников РФ, которые обязаны ежегодно сдавать отчет о ведущейся племенной работе (данные о вязках; щенках; об участии в выставках, состязаниях и испытаниях). Собаки, не имеющие экстерьерной оценки с выставки, не допускаются в разведение. Отсутствия диплома о рабочих испытаниях не является причиной для отказа собаке получить вязку, но его наличие поощряется. Так, например, для получения титула Интерчемпиона необходимо 4 титула CACIB (присуждается только на крупных выставках системы FCI), а при наличии рабочего диплома только 2.

В конце 1995 года РКФ заключила договор с FCI – Международной Кинологической Организацией о взаимном признании и сотрудничестве. Благодаря этому наши собаки получили возможность участвовать на зарубежных выставках, обмениваться опытом и кровями,  а главное – наши родословные признаются за рубежом, а значит и собаки тоже!

Существует мнение, что современное собаководство это Шоу бизнес и только. Да, не спорю для некоторых псевдо-кинологов это лишь способ заработать деньги. Но это было и до появления РКФ, и нисколько не меньше, просто, более подпольно. Примером тому, может послужить доживший до сегодняшних дней «Птичий рынок», где Вам продадут дворнягу, как лабрадора или метиса овчарки с сеттером, как высоко породную легавую. При этом могут даже документ выдать – «благо» почти у всех есть дома компьютеры, а любую печать сделать тоже не проблема. Всем известен печальный анекдот о горе-мужике, который купил медведя под видом хомячка…

Но есть и другая сторона вопроса. Современная кинология существует и развивается на основе новейших научных разработок. Химия, физика, генетика, зоопсихология, геометрия, материаловедение, биология, медицина, компьютерные технологии – все эти и многие другие науки используются специалистами в изучении и разведении собак.

В противовес выставкам, проходящим на территории бывшего СССР, на всемирных и европейских чемпионатах породы  группы легавых (по системе FCI – международной кинологической федерации – 7-ая группа) представлены очень широко.

Так, на Чемпионате Мира в Амстердаме (4-7 июля 2002 года) было зарегистрировано 30 пород 7-ой группы, общей численностью  852 собаки. На чемпионате Европы-2003 в Словакии численность седьмой группы 391 собака. Наиболее многочисленно были представлены породы: Веймаранер (Веймарская легавая), Ирландский сеттер, Курцхаар и Дратхаар  Конечно, были  и  породы, которые неизвестны широкой публике в России, например, Португальская Охотничья Собака,  Итальянская жесткошерстная охотничья собака, Богемский Жесткошерстный охотничий Гриффон (Чешский Фусек), Венгерская жесткошерстная Охотничья Собака, Немецкий и Французский Спаниели, Голубой Пикарди Спаниель и др.  Численность каждой из этих  малоизвестных пород на крупных чемпионатах не превышает 15 собак. Но для их заводчиков дело чести показать свои достижения на чемпионатах, получить оценку своей работы от всемирно известных экспертов, а также наладить контакты с зарубежными заводчиками в целях развития породы.

Свердловские лаечники на выставке охотничьих собак

К сожалению, от России, в которой, история кинологии как науки началась именно с изучения собак охотничьих пород, на крупных международных выставках собак 7-ой группы почти не бывает.

Казалось бы, впечатляющее общее количество собак, но… Всё познается в сравнении! Численность других пород составляет от 30 до 300-400 собак, а общее количество собак на чемпионатах достигает иногда 17-30 тыс. собак!!! Очевидно, что доля собак 7-ой группы очень не велика.

В чем причина? Попробуем разобраться.

Основная причина в негласной войне между заводчиками, ориентированными на выставки и теми, кто разводит собак только для охоты. Охотники считают выставки баловством, а их оппоненты не желают лазить по болотам, дабы не испортить выставочную шерсть. Кто же прав? Ни те, ни другие. Ведь, отбирая собак для племенной работы, заводчик должен стремиться получить потомство, соответствующее стандарту как экстерьерно, так и по темпераменту и предназначению данной породы. И правильность этого отбора должны оценивать эксперты, а не сами заводчики.

Ещё одна причина заключается в том, что собак 7-ой группы в основном приобретают охотники или люди желающие заниматься охотой, т.е. собака приобретается как средство охоты вместе с ружьем. Как правило, это люди без специального кинологического образования (и не стоит их винить в этом!) и далеки от понятий экстерьера и биомеханики. Им все равно, какую оценку собака может получить на выставке – главное, чтобы охотилась. А ведь собаки, как и люди: чем лучше сложена особь, тем она более вынослива; чем коммуникабельнее, тем лучше уживается в обществе. С экстерьером, думаю, вы согласитесь, но при чем тут уживчивость? Я объясню. Мне не раз приходилось быть свидетелем собачьих драк на охотничьих соревнованиях и состязаниях. На реальной охоте это может сорвать удачный выстрел, а то и все мероприятие. Каждый раз это травмы не только собакам, но и ощутимый урон по кошелькам владельцев, тем не менее, ни кто на это не обращает внимание. Ведь главное здесь – охотничьи качества! На экстерьерных выставках, собак, затеявших драку или наоборот трусливо поджимающих хвост, дисквалифицируют. Это уже говорит в пользу обязательного посещения экстерьерных выставок для племенных охотничьих собак.

Ночёвка в лесу. Ивдель в октябре 2007 года

Финансовая сторона вопроса также немаловажна. Любое хобби или спорт, помимо увлеченности, требует немало затрат на приобретение специального оборудования и снаряжения. Так, заядлый охотник вынужден тратиться на ружье, патроны, камуфляжную одежду и пр. и, узнав цену на участие своей собаки в выставке (от 20-50 и более у.е.), он делает пересчет на патроны и опять отправляется на охоту. Для шоу заводчика, как правило, проблематично выезжать на реальные охотничьи мероприятия, а, тем более что РКФ признает только официальные испытания, запись на которые  колеблется от 40-200 и более у.е. При таком раскладе большинство выбирает что-то одно.

Проблема разделения племенного поголовья на шоу и рабочие линии существует во многих породах, но у 7-ой группы собак есть дополнительное неудобство, которое отталкивает специалистов от профессионального (шоу+рабочие качества) разведения этих собак. Это особенности содержания. Эти собаки требуют ежедневного многочасового свободного выгула, ухода за шерстью, пробежек за велосипедом, занятий по натаске, социализации и ринговой подготовки для выставок. К сожалению, многие, даже очень красивые, рабочие собаки, не способны выставляться из-за того, что живут только охотой – они совершенно не социализированы. Очень много собак истеричных или наоборот слишком флегматичных. Большинство легавых на выставках боятся, когда их трогают чужие люди, боятся большого количества людей и собак, они приучены к команде «сидеть» или «даун» (лежать) настолько, что обучить собаку выставочной стойке бывает проблематично.

В последнее время, кинология в России развивается стремительными темпами, благодаря, появившейся у кинологов возможности налаживать контакты и сотрудничать с зарубежными партнерами. Как правило, люди знакомятся на экстерьерных выставках. Охотники же, ограничиваются знакомствами между соседними охотничьими  угодьями.

Многие охотничьи общества проводят выставки местного значения, на которых также многое прощается и часто первыми становятся собаки среднего экстерьера, получившие большее количество рабочих дипломов, а собаки гораздо лучше сложенные, а, следовательно, и более выносливые, маневренные, получают последние места только потому, что больше посетили экстерьерных выставок, чем охотничьих испытаний. Честно говоря, оценка собаки по количеству дипломов, а не по качеству их работы, меня шокирует. Ведь такой подход только отбивает желание у хозяев выставочных собак участвовать в охотничьих выставках, благодаря которым они могли бы знакомиться с охотниками и втягиваться в охотничьи мероприятия. И наоборот – такой подход ещё больше заставляет охотников усомниться в необходимости посещать экстерьерные выставки.

Всё это говорит за комплексный подход в разведении рабочих собак. Мне бы очень хотелось, чтобы эта статья хоть немного заставила задуматься владельцев собак. И тех, кто занимается выставками и тех, кто предпочитает им охоту. Мы все ответственны за то, что будет с нашими любимыми породами в дальнейшем.

С Уважением, Полевая Лариса.
Руководитель питомника ~Magnificos Kingdom~