Часть 1. Очень важно сохранить качества работы лаек по пушнине!
За последнее время резко упала численность белки не только на Урале, но и по всей Европейской части России. Неурожай на белку передвигается в азиатскую часть хвойных лесов. На настоящее время эта полоса перевалила за Урал и достигла соседней, Тюменской области. Наряду с этим остаётся высокая численность лося; а к радости зверовых охотников, Урал заселился кабаном.
Похоже, что расширяется ареал распространения и увеличения поголовья медведя. Если вкупе учесть и тяжёлое продовольственное положение, охватившее нас, то становится понятен интерес, проявившийся к лайкам, работающим по крупному зверю. Интерес к кабанятницам, лосятницам несколько раньше проявился в Европейской части России. Это объясняется тем, что кабан там давно является объектом охоты, а добыча же пушнины всегда несоизмерима мала по сравнению с Уралом и Сибирью.
С ростом интереса к зверовой лайке во многих областях (в том числе и Свердловской) стали завозить подсадных медведей и вольерных кабанов. Оживилась работа, и регулярно проводятся испытания и притравки на притравочных станциях. Дважды были проведены Всероссийские состязания по зверю. В связи с вышесказанным напрашивается вопрос – каково будущее лайки на Урале? В каком направлении должны вести селекцию наших помощников на охоте? Мне представляется, что основное поголовье ЗСЛ – это собаки с ярко выраженной охотничьей страстью по мелкому пушному зверьку и боровой дичи. В подтверждение сказанного мне вспоминаются два курьёзных случая.
На Уктусских массивах мы выгуливали молодых лаек. Услышав громкий лай, мы поспешили к ним и неожиданно, что называется «нос в нос», наткнулись на лосиху с лосёнком. Но собаки лаяли чуть дальше, и оказалось на белку. Мы отловили собак и напустили их так, что при желании их вернуться к белке, они бы неминуемо наткнулись на лосей. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что лайки бросились обратно к белке и наткнулись на лосей, но оббежав их, благополучно нашли вожделённую для них белку и облаяли её. Другой случай, убедивший меня, что в западносибирской лайке заложена страсть к мелкому зверю, произошёл в Тюменской области. Собаки «Челна» и «Леший» лаяли лося, в зимовье была ещё одна молодая лайка, происходящая от собак Кировского питомника. Мне её оставил родственник для натаски на лося. Я подвёл «Еву» к зверю насколько это можно было и, напустив, спрятался за деревья. «Ева», недолго полаяв на зверя, возвращалась ко мне. Покрутившись около меня, она присоединилась к лайкам, но лаяла издалека, неуверенно и с постоянной оглядкой в мою сторону. Так она курсировала несколько раз туда и обратно и вдруг залилась звонким беспрерывным лаем. Я выглянул из своего укрытия и увидел «Еву» недалеко от лося, облаивающую идущую грядой белку. Звонкий и страстный голос её перебивал монотонный лай «Лешего» и Челны». Движения её были легки и грациозны. Она страстно вытягивалась вверх, вставая на задние ноги и так припрыгивая, сопровождала белку несколько метров, то стремительно забегала вперёд, встречая белку. Я невольно залюбовался этим лесным спектаклем и подумал, что едва ли у моего родственника будет хорошая лосятница.
Но я отвлёкся.… Думается, временное отсутствие белки, как следствие, подорвёт поголовье лаек, но я убеждён, что трудные времена пройдут, появятся на прилавках дешёвые субпродукты для корма наших лаек, а леса вновь заселятся белкой. Тогда появится возможность без труда натаскивать молодую лайку в городской черте, а осенью ездить в отпуска в промысловые районы для охоты на соболя, глухаря, белку.
Поэтому экспертам и любителям западносибирских лаек нужно всемерно стараться сохранить линии проверенных мелочников, постоянно сознавая, что это основная работа лайки.
Эксперт второй категории по лайкам
Г.З.Насыров. Екатеринбург, 1992год.