Часть 7. Охота на севере Верхотурского уезда.
Инородцы севера Верхотурского уезда, наоборот, без собаки не идут ни никакую охоту за крупным зверем. С собаками Лозьвинскому инородцу «посильны» и медведь, и лось и всё прочее зверьё. Кроме этого, охота у инородцев севера Верхотурского уезда служит единственным средством существования. В остальной части Верхотурского уезда, в фабрично–заводском районе, значение промысловой охоты сводится местами почти на нет.
Пожалуй, только в восточной части этого фабрично–заводского района промысловая охота служит источником довольно большого заработка, на остальной же его площади охота часто носит спортивный характер. Главную массу промышленников фабрично–заводской части Верхотурского уезда оставляют русские крестьяне и обрусевшие вогулы. Последние живут большей частью по долинам рек нижнего течения Лозьвы и южной Сосьвы. Лет 35-40 тому назад их перевели в податное сословие. Из обрусевших вогул выделяются лучшие промышленники этой части Верхотурского уезда. У всех промышленников фабрично–заводской части уезда первыми орудиями промысла являются ружье и собака. Ружья здесь встречаются всевозможных систем и цен, благодаря легкости доставки оружия в те края. Собаки, также как и ружья у охотников фабрично–заводского района Верхотурского уезда не имеют относительности. На севере этого района, преимущественно, встречаются лайки вогульской, самоедской и зырянских пород, или их помеси. На юге же лайки, благодаря привозу из других мест легавых, гончих и т.п. пород, за последнее время, стали очень быстро изменяться, при виде чего приходится только сожалеть об исчезновении коренной промысловой собаки – лайки.
В ряду орудий промысла этой части уезда, последнее место занимают ловушки. Их ставят главным образом обрусевшие вогулы среднего течения Южной Сосьвы. У этих лесников употребляются следующие ловушки: подрезы на лосей, капканы на медведей, волков рысей, лисиц, горностаев, росомах и хорьков, петли на зайцев и рябчиков, слопцы на глухарей и косачей и черканы с плашками на всех мелких хищников. Устройство и употребление всех этих ловушек описаны в книге А.А.Силантьева «Обзор промысловых охот в России», поэтому я их описывать не буду. Условия охоты в этой части Верхотурского уезда очень подходят к условиям охоты на юге Чердынского уезда; как здесь, так и там бьют почти одни и те же породы дичи, исключая волков и диких коз, которые в Верхотурском уезде добываются по малостей, в Чердынском же их совсем нет. Снег зимой в этой части Верхотурского уезда также скоро отбивает собакам «ногу», как и в южной части Чердынского уезда. Способы охоты одинаковы с югом Чердынского уезда. Также как чердынские охотники, живущие в Камском бассейне, охотники юга Верхотурского уезда не ходят на лешню в отъезд. Одни обрусевшие вогулы р. Южной Сосьвы ходят ещё верст 25-30 от дому в отъезд лесовать. Характерно для этого района охота на коз, встречающихся в юго-западном углу Верхотурского уезда. Ни в Чердынском уезде, ни на севере Верхотурского уезда коза не встречается. Охотятся на неё только в фабрично-заводском районе около Уральского хребта в окрестностях гор Благодати, Теплой, Липовой и камней: Болвана, Жукова и Колпакова. Экономическое значение промысловой охоты в Верхотурском уезде незначительно. Во всём уезде, кроме северной части (инородческого промыслово–охотничьего района) на первом месте стоит горное дело, потом землепашество, за ним лесное дело и после него все мелкие промыслы и среди них одно из последних мест занимает промысловая охота.
Для характеристики развития горного дела в Верхотурском уезде привожу некоторые цифры: В 1910г. добыто, по сведениям окружных инженеров Кихлер и Долинина и Уральского Горного Управления во всем уезде чугуна 11.485.759 пуд, стали и железа 13.077.895 пуд, меди 397.805 пуд, золота 235 пуд 11 ф. 17 зол. 56.5 долей и платины 233 пуд 6 ф. 77 зол 26 дол. Всё это оценивается приблизительно в 35.500.000 рублей. Всех охотников промышленников в Верхотурском уезде можно считать около 3000 чел, живущих же исключительно охотой вряд ли наберется и до 100 чел (считая лесников инородцев севера уезда). Слабое развитие охоты станет вполне понятно, если припомнить валовый доход с горного дела и с охоты и сравнить их. Конечно, местным жителям выгодней заниматься выработкой горных богатств края, чем охотой. По мнению некоторых лиц из лесной администрации промысловой охоты в Верхотурском уезде южней Ивделя совсем нет. Помощник Верхотурского исправника г. Горбко, говорит: «промысловая охота есть только в Ивделе, южнее Ивделя фабрично – заводской район и промысловой охоты нет совсем». Лесной ревизор 1-го ревизионного участка Верхотурского уезда г.Янишевский высказывает подобное же мнение. Оба они, безусловно правы, предполагая, что наибольшее экономическое значение охота имеет на севере Верхотурского уезда, хотя в небольших размерах промысловая охота практикуется и в прочих частях уезда.
Очень сказывается на промысловой охоте сравнительная с Чердынским уездом населенность Верхотурского уезда. По переписи 1897г. В Верхотурском уезде жителей было 220.000 человек, площадью же весь уезд равен 53.000 кв.верст. Отсюда следует, что на одну кв.версту приходится 4.2 человека, в то время, как в Чердынском уезде приходится только по 1.7 человека, что тоже отрицательно сказывается на экономическом значении промысловой охоты в Верхотурском уезде.
В.И.Белоусов. Матерiалы къ познанiю русскаго охотничьего дъла.
Выпускъ VII, Петроград. 1915г.