Не проходит ни одного заседания нашего Вятского кинологического совета, чтобы не поднимался вопрос о «травильных» лайках. Однако в печати, на мой взгляд, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Понятно, что вид рвущей кабана собаки, приводит многих владельцев и их болельщиков, в неподдельный восторг. Однако некоторые охотники, в том числе и автор этих строк, с некоторых пор несколько скептически относится к безрассудно рвущим зверя собакам. Мне бы захотелось привести несколько примеров из своей практики.
Случай первый.
Начало зимы 1984 года. Меня, как «нужного» в то время человека, приглашают на охоту за кабаном. Выехали небольшой компанией, с русско-европейской лайкой Дозором Кодолова Л.П. Обрезая на машинах лесные квартала, скоро наткнулись на свежий след секача. Быстро расставили несколько номеров. Пустили Дозора по следу. Буквально через пять минут Дозор отдал голос. Это не были вопли остервеневшего от злобы кобеля. Дозор, раз в несколько секунд, взбрёхивал, указывая, где находится кабан в данный момент. Всё остальное мне очень напоминало гон, ну очень ленивой пешей гончей, под которой заяц двигается неспешными прыжками, то и дело останавливаясь. Где-то, через полчаса раздался выстрел. Как оказалось, кабан, сопровождаемый Дозором, вышел на поджидавшего его на лазу, стрелка. После выстрела кобель оседлал поверженного секача, дав волю своей страсти, рвал шкуру кабана и не подпускал к зверю никого, кроме своего хозяина. От той памятной охоты у меня сохранились клыки кабана.
Случай второй.
Местный егерь очень гордился своими собаками. Пара русско-европейских кобелей прекрасно сработалась. На испытаниях получала дипломы высоких степеней по кабану. Смотреть на их работу было истинным удовольствием, хватки следовали одна за другой. Когда меня пригласили на охоту с этими собаками, я ничуть не сомневался, что охота будет удачной. Нам повезло, очень скоро мы услышали яростный лай, похоже кабан забился в еловый подрост и иногда выскакивал из него, чтобы попытаться зацепить одну из надоевших ему собак клыком. Мы стали осторожно скрадывать зверя. Не могу сказать точно, но наверно наш запах сильно напугал зверя. Собаки вдруг взревели, и лай начал стремительно удаляться. Мы встали на след и скоро выбежали на край затопленного бобрами леса. На тонком льду расплывались пятна чёрной торфяной жижи – кабан как ледокол взломал тонкий лёд. О преследовании не могло быть и речи. Собак было уже еле слышно. Они вернулись к дому егеря только поздним вечером. Так закончилась эта охота.
Случай третий.
Середина восьмидесятых годов. На руках несколько лицензий на кабана, едем на охоту всем правлением райохотобщества. Задача – как можно скорее закрыть лицензии, чтобы в начале года нам ещё подбросили – «горящих» бумаг, отобрав их у тех, кто не справляется с планом отстрела копытных. С нами на личном вездеходе ЛУАЗ механик местной мелиоративной организации Володя Торопов, со своим ЗСЛ- кобелем Греем. С Володей мы почти одногодки, но он, в отличие от меня очень расторопен и деловит. Я, в свои 27 лет, тогда жил в коммуналке, а о н уже в трёхкомнатной квартире, выстроенной своими руками. Володя был за главного, роль распорядителя охоты ему очень шла. Вот он проводит инструктаж и расставляет нас на номера, а сам с собакой уходит в загон. Тот, кто стоял на номере, тот знает, как томительно долго идёт время, особенно в двадцатипятиградусный мороз. В этот раз не успел замёрзнуть, как раздались выстрелы. Прозвучали они не на номерах, а внутри загона. Что случилось, почему? В голове проносятся разные, не очень хорошие мысли. Но вот на дорогу выбегает Грей, за ним «выскакивает» Володя. «Снимай номера», – говорит он мне. На мой вопросительный взгляд следует короткая реплика: «Трёх штук положил, Грей выставил, надо идти кабанов очинивать». Недавно я встретился с экспертом I категории Владимиром Алексеевичем Тороповым. Вспомнили молодые годы. Спросил его о собаках, он только махнул рукой – «Рядом с Греюшкой ни одна близко не лежала, хватать хватают, а ума ни на грош».
Случай четвёртый.
Охотоведы хорошо знают В.Ш.Арбузова, в прошлом преподавателя КСХИ. Владимир Шиоевич замечательный фотограф и прекрасный стендовый стрелок. В своё время он был владельцем ЗСЛ, а потом – РЕЛ. Его собаки в совершенно оригинальной форме, подползая, работали по вальдшнепу, а тетеревов и глухарей загоняли на хозяина под выстрел. Услышав посадку на дереве вспугнутого тетерева, забегали с противоположной стороны, и сгоняли птицу на хозяина. Так же поступали собаки и с кормящимися на дорожной гальке глухарями. Как известно кормящийся на гальке глухарь, при виде человека старается убежать в лес, где благополучно улетает от охотника. Умная собака, обнаружив глухаря, оббегала птицу по лесу. Затем резко выскакивала к кормящейся птице. Глухарь в панике летел вдоль дороги прямо под выстрел охотника.
Мне думается, что вывести собак делающих хватки довольно легко, а вот восстановить поголовье собак имеющих широкий поиск и великолепную слежку будет, ой как не просто. Как повернётся жизнь в ближайшие 5-10 лет нам не ведомо. Может быть будут снова востребованы умные лайки, лайки-бельчатницы. А чтобы стажёры, работающие в Европейской части России знали, как работает талантливая лайка по белке, приведу описание работы чемпиона Межобластных состязаний лаек по белке зоны Сибири и Дальнего Востока 1978 года, Мирты 2200лзс Н.Д.Буденкова (Свердловск), сделанное экспертом Всесоюзной категории Ушаковой Л.В.
1.Мирта вл.Н.Д.Буденков.
В поиск направлена в 9ч.12м. и через пол – минуты взлаяла на сосну, стоя в метрах 4-х от дерева. Разбежалась, подпрыгнула на ствол, с силой оттолкнулась передними лапами и, не опуская головы, снова оказалась в 4-х метрах от комля. Послушала, не сводя глаз с кроны дерева, и сомостоятельно ушла в поиск. Ходит на голопе, перемежая с рысью, на широких кругах по обе стороны хода ведущего. Поиск осмысленный, с тщательной избирательностью угодий.
В 9ч.26м. отдала доносчивый, характерного тембра голос, указав точно белку. Стронутого и пошедшего на уход зверька следила метров 100 в спокойной точной манере. При остановке белки, повторяла свой удивительный приём нахождения зверька на данном дереве. Один раз потеряла, но выправилась самостоятельно. Место западения белки отметила точно.
Отведена на поводке и направлена продолжать поиск в 9ч.42м. В 9ч.53м. проверочное взлаивание. В 9ч.56м. конец первой работы. Очень послушна, позывиста.
Вторую работу начала в 13ч.44м. Быстроту хода и манеру поиска не изменила. В 13ч.49м. залаяла на высокую с густой кроной сосну, указав точно белку. Зверёк отстрелян. «Мирта» мягко прикусила белку и спокойно положила на землю. В 13ч.54м. отведена на поводке и продолжила поиск.
В 15ч.10м.- полайка. На высокой сосне ясно видна белка. Опять отведена на поводке в 15ч18м. В 15ч.27м, на последней минуте, залаяла. До полайки удалось наблюдать её осмысленную работу по отыскиванию зверька, с момента причуивания, до точного фиксирования дерева.
В поиске находилась 60 минут, нашла с точным указанием четыре белки.
Расценка: 27.7.8.5.8.13.9.5.5=87 баллов.
Присуждён диплом I-й степени.
Александр Гурьев (Киров). Газета «Охотник и рыболов
Поволжья и Урала» №6 за июнь 2013 года.