Основные охоты, где мы встречаемся с волками и можем анализировать их поведение, – это окладные охоты с флажками. Зарождались они у псковичей. На многих местах предполагаемого выхода волков из оклада расставляли вещи, шестики, прутья с небольшими тряпками, кусками меха. Свежесрубленные ёлочки втыками не так, как они стояли в природе. На других основных лазах зверя становились стрелки. Постепенно охотники стали понимать, что надо гуще обставлять окладные линии, и в ход пошло большее количество тонких вешек с привязанными к ним на конце ленточками всевозможных тканей разных расцветок.
Такое оформление окладной линии давало хорошие результаты, получались интересные и добычливые охоты. Правда, волк тогда был не тот, что теперь. Зато все волчьи охоты тогда организовывали знающие, добросовестные охотники, мастера своего дела, прекрасные знатоки волчьего поведения. Они старались не оставлять без внимания ни одной «мелочи», т.к. на волчьих охотах все пробелы образуются ка бы из-за мелочей.
Однако волк понемногу учился, запоминая все обстоятельства, случаи, которые помогали ему уходить из оклада. Охотники стали искать что-то более совершенное. И вот появился шпагат с нашитыми на него лоскутами материи прямоугольной и треугольной формы. Флажки стали делать красными, хотя теперь мы знаем, что красный цвет нужен только для того, чтобы охотники хорошо видели окружную линию. Обычно флажок делали размером 25Х10 см из хлопчатобумажной ткани, шнур из бечёвки или толстого шпагата пенькового или хлопчатобумажного. Расстояние между флажками не более 1 м. Постоянно всё менялось. Шнур стали брать тонкий, капроновый, флажки тоже капроновые, размером чуть ли не в спичечный коробок, располагали их далеко друг от друга. Такие флажки, конечно, легко носить охотникам, но стали они менее эффективны. Тонкий капроновый шнур и маленькие капроновые флажки, да к тому же редко поставленные, не несут ни зрительной, ни запаховой информации, которая на последних ступенях преодоления страха становится главным барьером для прорыва волком окладной линии. А любой волк, прорвавшийся через окладную линию – уже поумневший волк. Конечно, мы говорим о среднем по осторожности волке, т.к. есть звери, которые будут держаться в окладе, обведённом бичевой, а есть такие, которых не удержать и в двойном флажковом окладе.
Тяжело носить хлопчатобумажные и пеньковые флажки, изготавливать, сушить их тоже значительно труднее. Но если принять во внимание, что эффективность охот с ними всегда будет выше, то все положительные качества капроновых флажков должны отойти в сторону. Наличие хлопчатобумажных и пеньковых флажков уже является залогом успешных охот. Надо обязательно вложить в них максимум запаховой информации, т.е. по возможности чаще их перематывать, просушивать в человеческом жилье, почаще перепускать через руки, хранить там, где живут люди. Если это не соблюдать – уход волка через окладную линию неизбежен, и зверь становится опытнее и умнее.
Правила организации оклада просты. Флажки вешают в 25 см над поверхностью снега, в хорошо просматриваемых местах (желательно пользоваться дорогами с движением транспорта и людей). Оклад должен быть овальной формы без острых углов, ширина не менее 2/3 длины, нормальным можно считать оклад 4-5 км по окружности. Величина его зависит от особенностей массива, характера волков, количества окладчиков и запаса светлого времени. Конечно, чем больше оклад, тем спокойнее в нём ведёт себя зверь.
Из малого, узкого оклада, оклада с острыми углами, звери чаще уходят. Начинать флажить надо двумя группами (по 2-3 человека), со стороны, откуда чаще слышен шум человека, и тянуть флажки навстречу дующему ветру. Разговаривать при этом категорически запрещается. Окладчики расходятся в разные стороны и встречаются на обратной стороне оклада.
Перед началом флажения хорошо выставить 2-3 стрелка на противоположную сторону, в места наиболее вероятные для хода зверя, т.к. часто поднятые при флажении волки спокойно уходят ещё до сведения флажков. Несоблюдение всех этих правил ведёт к тому, что зверь учится на своих ошибках, становится умнее. И если мы с вами можем забыть нашу ошибку и повторить её несколько раз, то зверь не забудет – для него это урок на всю жизнь.
В своей охотничьей практике мы пользовались большим набором всевозможных запахов для обработки флажков: и дустом, и формалином, и нафталином. Волки отнеслись к ним по-разному, но желаемых результатов мы не получили. В некоторых случаях эти запахи сильнее действовали на копытных. Приходилось наблюдать, как на окладную линию шли на махах лоси, кабаны (флажки были обработаны нафталином) и, круто развернувшись, уходили в оклад. Лосей это удерживало до полусуток, кабанов – до суток. Матёрые волки из такого оклада уходили через 3-5 часов. Мы пришли к выводу, что наибольшее опасение вызывает запах человека на флажках и чем он сильнее, тем дольше волки будут оставаться в окладе, тем больше шансов их отстрелять.
Занимаясь волчьими охотами, хорошо иметь под рукой около десятка всевозможных старых плащей и пальто. Этим «гардеробом» можно застраховать около десятка мест на окладной линии и направить волка к стрелковым номерам. Устанавливают вещи на палках, создают подобие человеческой фигуры. Это особенно удобно, когда охотников мало.
На окладной линии всегда имеются густые ельники, где плохая видимость. Так желательно метров за 10-15 от линии оклада натоптать следы и одеждой потереться о заросли. Таким образом мы частично застрахуем эти крепкие места от ухода зверя. Нельзя допускать разрыва во времени между закрытием оклада флажками и постановкой стрелков на номера – в этот момент опытные матёрые звери могут уйти через оклад не стреляными. При замыкании оклада они первыми обходят и проверяют удобные для ухода участки. Места стрелков должны быть оговорены заранее или их должен развести окладчик. На номерах нельзя лезть в густое место, где нет хорошей видимости, а также проверить, не мешает ли что-либо манёврам с ружьём. Очень удобно стоять спиной к дереву – тогда фигура охотника и дерева составляют одно тёмное пятно.
Белый халат нужен, если приходится стоять на открытом месте. Расстояние между стрелками и окладной линией зависит от условий местности, на которой проходит флажковая линия. Но, как бы то ни было, стоять надо так, чтобы волк, проходящий между стрелками и флажковой линией, был надёжно стрелян. На открытых участках оклада с дальним обзором надо ставить стрелка с нарезным оружием. Это накладывает большую ответственность по технике безопасности на организаторов охоты, но повышает эффективность.
После того, как определится поведение волков в окладе, в это будет через 1-3 часа после подъёма зверя, можно сделать некоторую перестановку стрелковой линии. Это должен делать один из руководителей охоты. При волчьих охотах исключается всякая самодеятельность. Волки часто подымаются в окладах, т.к. чуткому зверю хватит небольшого шума, чтобы он потревожился. Достаточно хлопнуть лыжу о лыжу в нескольких местах окладной линии или создать какой-либо другой непродолжительный шум.
Выстрелами на окладной линии подымать зверя нежелательно. Часто охотники встают на входной след и идут, пока не поднимут зверя. Этого делать нельзя. Центр оклада и район лёжки зверя надо оставлять «островком безопасности», не давая там запаховой и следовой информации о человеке. Когда зверь чувствует, что в середине оклада ему гарантирована безопасность, он прилагает меньше усилий прорвать окладную линию, опять возвращается к центру, проходит возле своих лёжек, как бы убеждаясь в безопасности своих тылов.
Заходить в оклад можно после суток охоты, когда матёрые не идут к флажкам или уже вышли из оклада, а молодёжь жмётся по ельникам. Загонщику надо ходить осторожно, без особого шума, пока не прояснится обстановка и не станет понятно, как поведут себя звери. При необходимости оклад можно разрезать надвое или отрезать мешающую часть его.
Где в первую очередь должен появиться волк и удобнее всего его стрелять? Во-первых, это просветы и поляны между густыми участками леса, речушки и водотечи (если там не очень глубокий снег), участки взрослого просветлённого ельника или сосняка, граничащие с зарослями, крепкими болотами.
Самый ответственный момент – первые несколько часов после подъёма зверя. В это время охотники должны проявить максимум внимания и сообразительности, т.к. матёрые обычно проверяют удобные для выхода из оклада места именно в это время. И надо сказать, делают это они очень умно и осмотрительно.
Часто приходится флажить до сумерек и охота переносится на утро. В таких случаях необходимо занимать стрелковые места за час до рассвета. В это время волки чаще уходят из оклада. Когда видимость на фоне снега позволяет определить волка, появляется возможность стрелять зверя, идущего вблизи от флажков.
Волков можно и нужно флажить, даже если они уже неоднократно уходили из окладов. Но к такой охоте, особенно к начальной её стадии, надо быть хорошо готовым, учитывать все особенности, о которых говорилось ранее. Даже неоднократно уходившие из окладов звери не бросаются сразу через флажковую линию, а обойдут в худшем случае полкруга, а то и круг окладной линии и уже потом идут напрямую, через заранее выбранное место оклада. Поэтому при правильной и продуманной охоте и соответствующей расстановке стрелков эти звери должны попасть под выстрел. Такой пример. В феврале бригада охотников на территории Лагойского района Минской области офлажила 7 волков, неоднократно уходивших из оклада. Были учтены все правила, о которых говорилось ранее. В этом окладе был отстрелян один матёрый волк, два были тяжело ранены. На следующий день 4 волка стаи были офлажены новым окладом и был убит ещё один волк. Правда, по разным причинам очень неудачно стреляли на номерах. В результате чисто были биты только два зверя, два тяжело ранены и один – чистый промах. Все это говорит о том, что даже опытных зверей при правильно организованной охоте можно уверенно отстреливать.
Когда много занимаешься волчьими охотами, бывают разные, порой уникальные случаи. Вот один пример. В марте 1973 года нашей бригаде охотников в том же Лагойском районе пришлось флажить одного и того же матёрого волка два раза. И два раза он уходил из оклада из-за недостатка стрелков на номерах. Но уходил он своеобразно. Волк подскакивал к линии, срезал с бечёвки 1-2 флажка зубами и затем под голым шнуром выскакивал из оклада. Этот приём он повторил два раза.
Матёрые самцы уходят из оклада более решительно и часто чистым местом, преодолевая поля и другие открытые пространства. Самки детально исследуют окладную линию, стараясь меньше оставаться на виду, и из окладов уходят скрытыми местами.
При флажении одиночных волков, мы нередко наблюдали, как офлажённый волк, убеждаясь, что он в окладе, уходит в центр и там надолго залегает. Если его не тревожить, он может лежать до суток. Однако при подъёме за 30-40 мин может уйти за окладную линию. В таких случаях охотникам надо вести себя аккуратно и собранно.
Обычно волка стреляют мелкой картечью. Следует помнить, что каждый выстрел на окладных охотах – ответственное дело, т.к. каждый выстрел в окладе – это добавочный сигнал зверю для прорыва окладной линии. Нельзя допускать ни единого лишнего выстрела, даже если приходится решать – стрелять или нет по тяжело раненому зверю.
На волчьих охотах желательно иметь ружьё 12 калибра. Обычно применяют два варианта стрельбы. Первый – когда по слуху и видимости вы издалека определяете приближение волка, спокойно поднимаете ружьё и в нужный момент уверенно стреляете. И второй вариант стрельбы, когда по приближающемуся издалека или выскакивающему вблизи из ельника зверю делается выстрел на «вскидку». Если первый вариант стрельбы сравнительно прост, то ко второму каждый охотник должен готовить себя заранее.
Становясь на номер, желательно отстегнуть ружейный ремень, т.к. скрипа антабки или незначительно маха ружейным ремнём бывает достаточно, чтобы вместо идущего вам навстречу волка осталось пустое место – реакция зверя на опасность исключительно высока. Не должно быть одежды развевающейся, шуршащей и контрастных цветов. Наиболее приемлемы куртки или полупальто из солдатского или другого сукна.
Флажковый оклад может быть замкнутым (о нём шла речь) и с воротами. Ворота делают, если охота будет проходить в день флажения волков или откроют их утром после расстановки стрелков. Но это менее эффективно. Ворота хорошо делать с горлом. Длина горла – 50-100 м, ширина в начале – 300-400 м, а на выходе – 150-200 м. размеры эти условные, всё зависит от местности, от числа участников охоты и поведения зверя. При большом количестве охотников ворота можно делать побольше и без горла. Но надо учитывать ветер. Желательно, чтобы он был не боковой, а встречный. Необходимо сообразить, в какую сторону охотнее всего пойдут звери. Две стороны из четырёх обычно определяли мы правильно. Ворота нужны, если в окладе матёрые волки, которых трудно удержать в обычном окладе.
И.Хрусталёв. Журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 2 за 1988 год.