<-->

Лось – саморасселяющийся и интродуцированный в некоторых местах вид

Лось – объект охоты

Современное распространение: Обитает в лесах внетропической Евразии и Северной Америки.
История изменения ареала: Ареал лося сократился до минимума к середине XIX в., после чего он начинает восстанавливаться, во многом за счёт миграций животных из северных районов на юг и благодаря принятым мерам по регламентации охоты. К концу XIX – началу XX в. границы распространения вида в Европейской части России расширяются к югу на 100-600 км – до Орловской, Тамбовской, Саратовской и Оренбургской губерний. После первой мировой и гражданской войн ареал лося при прямом воздействии человека снова сокращается практически до минимальных размеров. В центральных и южных областях Европейской России этот вид был уничтожен. В Западной Сибири в 1920-1930-е гг. образуется разрыв ареала в районах, прилегающих к долине Оби. Животные были истреблены также к северо-западу от Горного Алтая и в Центральной Якутии.
После запрета охоты на лося, принятого в первые годы после революции, границы ареала с середины 1920-х гг. неуклонно расширяются (со скоростью до 35-40 км в год), одновременно с увеличением численности этого вида. В Саратовской области звери появились вновь в 1920-1921 гг., в Тульской – в 1928 г., в Воронежской области – в 1939 г., в Ростовской – в 1940-е. К середине XX в. южная граница ареала в Европейской части России сместилась к югу в среднем на 120 км. В 1930-1940-е гг. лось интенсивно расселяется в южной части Западной Сибири к востоку от Оби, с конца 1940-х вновь заселяет север Алтайского края и Кемеровскую область, а в середине века появляется в Центральной Якутии. К этому времени разорванные части ареала в Сибири соединяются, а северная граница отодвигается на 400-600 км. По Енисею ареал с 1930г. расширился к северу до г. Дудинка почти на 1000 км. К середине XX в. лось снова занимает почти все пригодные для жизни территории в лесной и лесостепной зонах, становится обычным в степных районах, заселяет лесотундру и летом продвигается в тундру, доходя в ряде районов до морского побережья. Вид почти полностью восстанавливает свой ареал конца XIX в. и продолжает расселяться во всех направлениях. В начале 1960-х гг. лось появляется в Астраханской области и в степных районах Краснодарского края и Калмыкии. Благодаря созданию с 1950-х гг. на юге России мощной сети государственных лесополос лоси преодолели сильно обжитую местность и распаханные степи шириной в 300 км и естественным путем вновь заселили леса Северного Кавказа, где были обычны в XVII в. и существовали вплоть до XIX столетия. Из Азовского района Ростовской области, из Краснодарского и Ставропольского краев, заселенных с 1963-1965 гг., животные проникают в горы Северного Кавказа. К концу 1980-х гг. вид занимает практически всю северо-западную часть Кавказа, доходя на юг до Черноморского побережья и Главного Кавказского хребта и на восток – до Нефтекумска и Моздока. К 70-80-м гг. XX в. лось полностью восстанавливает свой исторический ареал и даже несколько расширяет его, включая тундровую зону на Кольском полуострове и на севере Сибири.

Лесной великан

Значительно увеличилась область постоянного обитания в горах Путорана и на севере Камчатки, где южная граница в середине 1990-х гг. достигла Тигильского района. В начале 1990-х гг., в связи с начавшимся сокращением численности, южная граница ареала в Европейской части России отодвигается к северу на 200-250 км. На Северном Кавказе лось снова близок к полному исчезновению. Эти данные показывают, что динамика ареала лося в последние века определялась в основном антропогенным воздействием, а не климатическими и трофическими факторами.
Результаты акклиматизации (реакклиматизации) в различных регионах: В прошлые века лосей нередко выпускали на территории царских охот. В б. СССР, в 1954-1970 гг. их завозили в некоторые охотничьи хозяйства центральных областей, где велся их промысел. Обращает на себя внимание мизерное количество зверей в каждой партии, иногда выпускали только одного лося. В конце 1970 – начале 1980-х гг. 55 особей завезены на полуостров Камчатка, в пределах Мильковского района. В апреле 1988г. 10 лосят с Чукотки завезены в Поронайский район Сахалина. Три из них погибли из-за травм при транспортировке. Летом 1990 г. две лосихи дали приплод. Акклиматизация лося на Камчатке прошла успешно: авиаучеты, проведенные в 1980г. показали, что звери разошлись по долине р. Камчатка на 200 км к северу и на 140 км к югу от места выпуска. Проследить судьбу поселенца в пределах естественного ареала и установить эффективность данного мероприятия не представляется возможным, поскольку подпуск производился в районы, где встречались местные лоси. Выполненная работа по расселению лосей в послевоенные годы была неплановой, и не всегда хорошо обоснованной, так что судить и её практических результатах довольно сложно.
Причины расширения ареала: Естественное расширение ареала.
Прогноз изменения ареала в будущем: Не проводили.
Состояние в биосферных резерватах России: Как чужеродный вид, лось отмечен в пяти биосферных резерватах России. В Кроноцком БР лось появился в результате расселения из мест акклиматизации, в настоящее время обитает постоянно. В оставшиеся четыре БР (Астраханский, Воронежский, Катунский и Центрально-Черноземный) лось проник в результате естественного расширения ареала. В Воронежском и Центрально-Черноземном БР в последние годы лось стал причинять урон лесам области и его поголовье стали сокращать.

У лося гон

Влияние вида на естественные экосистемы в местах расселения: Лось повсеместно оказывает существенное воздействие на фитоценозы: поедая и повреждая растительность, он отчуждает значительное количество фитомассы, влияет на развитие, продуктивность и структуру лесонасаждений, обогащает почву азотом. Во многих областях существует проблема «лес и лось». Уровень воздействия на биотопы во многом зависит от плотности населения животных и обилия зимних кормов. При плотности 3-5 особей на 1000 га территории он изымает от насаждений от 1 до 10% доступного корма и не оказывает заметного влияния на ход естественных процессов лесовозобновления, но при плотности 9-10 и более особей степень изъятия корма увеличивается до 27-66%, что уже губительно для отдельных видов деревьев. При увеличении плотности населения до 12-18 особей основные корма – ива и осина – повреждаются на 80-95%. Вред фитоценозам особенно заметен в монокультурных посадках сосны и фруктовых садах. В местах зимних скоплений звери повреждают весь подрост и подлесок и в целом становятся мощным фактором, сдерживающим естественное лесовозобновление и вызывающим зоогенную смену пород. Причем взрослые самцы оказывают на лесовозобновление негативное воздействие в большей степени, нежели особи из других половых или возрастных групп, потому что при кормежке они заламывают до четверти от всех объедаемых сосен, и из-за их манеры кормодобывания биотопы подвергаются серьезной трансформации. Весьма существенно и косвенное влияние лося на продуктивность насаждений, которая заметно сокращается за счет замедления фотосинтеза у обкусанных и поврежденных деревьев. Деградация лиственных пород происходит при ежегодном объедании лосями более 30-40% побегов в течение 5-6 лет, сосны – при объедании 20% боковых побегов в течение 4 лет, 40% – за три года и 60% – за один год. Имеются данные, что в Национальном парке «Лосиный остров» в ряде лесных кварталов полностью уничтожены подрост дуба, сосны, сильно повреждена рябина, черемуха, бересклет.
В некоторых случаях от присутствия лося наблюдается положительный лесохозяйственный эффект – при плотности 3-5 особей на 1000 га происходит угнетение малоценных лиственных пород, что способствует росту ели.
Использованная литература: Елисеева, 1959; Павлов и др., 1974; Соломатин, 1975; Филь, 1975; Лавров и др., 1992; Данилкин, 1999; Павлов, 1999.

Взято с сайта:
http://www.sevin.ru/invasive/invasion/mammals/m_59.html.