<-->

Лось. Подготовка собаки к охоте на лося. Азы охоты

Часть 1. Выбор и подготовка.

Из всех существующих пород охотничьих собак наиболее подходят для охоты по лосю лайки и гончие. Для этой охоты стараются отобрать высокорослых (не ниже 60 см) лаек, выносливых, с широким поиском. Высокорослые собаки могут продуктивно работать при снежном покрове в 40 см, что соответствует средней глубине снежного покрова в средней полосе РФ, т.е. примерно весь охотничий сезон.
Если охотник хочет целенаправленно завести собаку, работающую по лосю, то надо, чтобы её родители были зверовыми собаками, работниками именно по лосю, могли бы при работе в одиночку держаться за зверем не менее 3—4-х часов. Щенок от таких родителей с большой долей вероятности пойдет за лосем. Хотя этого Зверя не боятся и облаивают почти все собаки, но настоящими лосятниками, которые будут надежно работать по лосю, становятся немногие.
Обычно щенки с 6—7 месяцев начинают облаивать лося с различным азартом и вязкостью. Лучше, чтобы темперамент собаки соответствовал уравновешенно-спокойному типу.

Натаску собаки лучше всего начинать в возрасте одного года и желательно в сентябре. Поскольку у лосей гон, то бык не боится собаки, мало передвигается, защищая корову, да и лосенок-сеголеток ещё слаб и не уйдет от собаки далеко. Натаска идёт особенно успешно, если собаке приходится работать по подранку. Во время такой охоты выявляются все основные качества будущей лосятницы — поиск (глубина и ширина), его осмысленность в дальнейшем, слух, обоняние, зрение, определяется наклонность собаки к пользованию чутьем — верхочут или следовик. Выявляется метод работы собаки по найденному зверю. В основном их два.

Собака начала работать

Первый классический — это не азартная работа собаки-одиночки по найденному зверю с расстояния не менее 15 м без каких-либо выпадов в сторону зверя, вялая, длительная, но очень эффективная при первом обнаружении лося, в особенности в местах, соседствующих с проживанием человека. Такая работа не пугает лося, пока он не обнаружил охотника, а если же он причуял человека или будет случайно стронут, то такая собака быстро остановить его не сможет, и исход охоты зависит от вязкости собаки, возраста и пола зверя, выносливости, опытности. Подавляющее большинство собак работает классическим методом.

Второй не классический — это работа собаки, а лучше пары, которая при обнаружении зверя яростным облаиванием его страгивают, и лось пытается уйти на большой скорости и далеко. Собаки, забегая вперед, пытаются в прыжке схватить за морду или шею, особенно когда он сбрасывает скорость, стараются помешать его движению, злобно работая с головы. Такая манера быстро выматывает зверя, он замедляет движение, останавливается для отдыха, залезает в крепкие места и отбивается передними ногами. Ни разу не приходилось видеть, чтобы лось лягался, как лошадь, хотя имею собаку, которая всю жизнь пыталась хватать лося за задние ноги, и, как правило, угоняла его очень далеко, пока зверь не вымотается и не встанет окончательно. Такая работа крайне нежелательна, хотя и эффективна. Если с первого страгивания охотник не перехватит зверя, то собаки, работающие вторым методом, относительно быстро и надежно сганивают и ставят зверя, но, к сожалению, таких собак очень мало.

Первая встреча молодых лаек с лосем

При работе собак обоими методами есть один важный сходный элемент — это работа с постоянным забеганием с головы. Поработав года два, особенно в одиночку, умная собака осваивает не только метод наиболее эффективный для постановки зверя, но и вежливость в облаивании и особенно вязкость. Считаю хорошей собакой по лосю ту, которая работает не менее 5-ти часов, а отлично работающей — до убоя или хотя бы до утра следующих суток. Такие вязкие собаки очень добычливы. Большое значение имеет способность собаки ориентироваться в лесу при возвращении после длительной выматывающей работы к месту её напуска. Собаки с широким и глубоким поиском обычно хорошо ориентируются в лесу и, возвращаясь, срезают петли тонного следа, уверенно и быстрее других собак выходят к месту напуска, к машине, привалу, избушке и т.д. Желательно со зверовой собакой побывать в каком-то определенном месте перед охотой, оставив там какую-то вещь: рубаху, подстилку и т.д, или хотя бы лапник, на котором сидели. Если у охотника нет возможности остаться на ночь или искать ночью собаку, обязательно оставьте подстилку и еду — хлеб, сухари. Стоит один раз дождаться хозяина на подстилке или на месте напуска, в дальнейшем собака осваивает этот прием.

Случается всякое: у кобелей бывают отлучки в ближайшие деревни, где есть пустующие суки. И если крепкому, нестарому кобелю отмахать 30—40 км не составляет труда, то уставшей собаке приходится возвращаться издалека, из незнакомых мест. Самое страшное, когда собаке приходится пересекать автомобильные дороги. Из моей практики достоверно установлено, что затрудняет возвращение ушедших за лосем даже никогда не блудивших собак в условиях тайги или сплошных лесов внезапная метель, очень сильный многочасовой снегопад, сильный многочасовой дождь с ветром, в некоторых случаях они не возвращаются вообще. У нас пропали две собаки. Одну мы нашли на 13-е сутки абсолютно случайно, сделав крюк в 140 км. Лось уходил из Московской обл. в Тверскую в сторону Завидово. Эту собаку (ей уже было 11 лет), обездвиженную и обледеневшую на лесной дороге, случайно обнаружил молодой человек и сообщил нам (на ошейнике был номер телефона). Изумлению не было предела. По прямой собака была на расстоянии 25—30 км, но фактически прошла 50— 60 км. И если бы не доброта молодого человека, затащившего обледеневшую собаку в салон автомобиля, то собака несомненно погибла бы.

Гонное место

В настоящее время развитие техники дало в руки охотникам спутниковый навигатор, который позволяет отслеживать ход собаки и находить её даже, если она уходит за пределы видимости прибора (максимальная дальность 8 км на ровной поверхности), прибор дает возможность возобновить отслеживание от точки последнего контакта с собакой, определить скорость и направление хода зверя, а если преследуемый зверь — подранок, определить место остановки. Прибор очень удобен для отбора подросших молодых собак (от 6 мес. до 1 года), когда определяется один из основных элементов работы — поиск, стоит ли её держать вообще — тратить время и деньги. При покупке взрослой рабочей собаки проверить в незнакомом лесу все заявляемые продавцом рабочие качества и установить истинную ценность собаки. Этот прибор особенно полезен при проведении испытаний и состязаний по вольному зверю, он дает возможность провести такие мероприятия в нормальные сроки и практически без судейских ошибок.

Практическая дальность прибора:
— густой захламленный лес с небольшими неровностями «4 км;
— холмистая местность = 1,5—2,5 км;
— овражистая местность =0,5— 1,5 км.
Прибор облегчает добычу зверя на 90 %, т.к. позволяет практически не терять его, срезать значительные расстояния при преследовании. Практически исключается потеря собаки, куда бы она ни пошла, прибор покажет её местонахождение.

Завершая описание своего практического опыта, хочу поделиться интересным фактом по работе собаки в одиночку по лосю. В 1985г. мне посчастливилось взять трехмесячного щенка (самого мелкого из помета и задержавшегося) у известного лаечника и редкого охотника Н.П.Константинова. У меня в это время было два огромных зверовых кобеля ЗСЛ, один ростом 65 см, второй — 68. Они использовались только по кабану, норке, кунице. Лось для них не существовал вообще. Щенка я завёл только для работы по мелочи. В 4,5 мес. впервые взял щенка со взрослыми кобелями в лес буквально на окраине города. Щенок азартно залаял, к нему присоединились взрослые, но на несколько минут.

Кормление в любое время и в любом месте

Оказалась лосиха с лосенком. Взрослые псы сами подошли ко мне, а щенок захлебывался от азарта. С 19 вечера до 1 ночи я пытался снять щенка, но попытки не увенчались успехом. Забрав взрослых, ушел домой, думал, догонит. Бесполезно. Утром в 8 часов нашел щенка в овраге на входе в город. Поскольку один из взрослых кобелей позднее был застрелен на медвежьей охоте, пришлось Дружка, так звали щенка, использовать и на кабаньей охоте. Но если раньше кабана он находил лося, а поиск у него был изумительный, то мы бросали его, и он приходил домой или к месту запуска утром или в обед следующего дня. Ростом он был с натягом 58 см, но невероятно прыгучим, выносливым и пластичным. Его прыжки и движения напоминали кошачьи. По лосю работал только с головы, очень плотно, практически в упор. Если не было свободного пространства, то просто облаивал, никогда не стоял на месте, перемещался то влево, то вправо. Бык пытался продолжать движение. Вскидывался на задние ноги, а передние попеременно выбрасывал вперед, пытаясь попасть в собаку. Сила удара такова, что однажды лось перебил березку, которую и топором сразу не срубишь. Места таких встреч с Дружком напоминали место боя двух быков: сломанные кусты, выбитая земля, утоптанная, местами взрыхленная поляна. Видел редкостную картину. Дружок два раза проходил под брюхом у лося, ему просто было некуда деваться, оба раза я дико кричал, чтобы зверь резко одернулся. Малейший промах грозил псу смертью, быки буквально бесновались, пытались втоптать собаку в землю, но погиб он от пироплазмоза, добыв за две недели до смерти своего первого и последнего лося на одном из островов р. Волги.

Заседателев В.
“Охота и охотничье хозяйство” №9 – 2011.