<-->

ЛЗС-Урай-Бушуй св.14005 О.А.Госьковой из Екатеринбурга

Только во взрослом возрасте Урай проявил интерес к утке

Урай-Бушуй св.14005, РКФ № 563895 О.А.Госьковой, р.19.03.2005г. от Агата св.13012 В.В.Клинова и Ласки св.11929 И.Г.Ермаковой. Окрас – серый, оценка – оч.хорошо. Дипломы: 3IIIм IIIкп.

Этот тот случай, когда собаке очень повезло с хозяевами. Несмотря на все сложности проезда в транспорте с двумя-тремя пересадками Урая брали в экспедицию, где без собаки очень сложно обойтись. Поэтому у кобеля была возможность быть в тайге и работать почти по всем животным богатой фауны нашего необъятного российского Севера.
Вязка сделана по плану секции лаек. Её цель – получение собак с сильными рабочими качествами, а также потомства, близкого по своему типу к Барину 7382/07 В.Б.Братухина. Бушуй-Урай  – прямой потомок и продолжатель линии собак И.Г.Ермаковой: Скита св.11771 и Сокола 7284лзс. Родители – рабочие собаки. Отец – Агат (диплом IIк), мать – Ласка (дипломы IIIк, IIIм).  В его происхождении присутствует немало собак старых уральских кровей, известных в Екатеринбурге и Свердловской области 30-40 лет назад: Норд 5224лзс В.И.Ложков, Юган В.Павлушина, Вагран 6543лзс Н.В.Щипанова, Зорька И.Г.Разунина, Бойка 7138лзс Л.П.Кострова, Травка 3037лзс О.И.Патокина и Пелым 2413лзс Н.Н.Шумовского.
Описание собаки.
Очень породный кобель, при росте 65 см великолепно сложен и одет. Высокоперёдый. Голова плавных породных линий с плавным переходом ото лба к морде, чуть широковата в лобной части. Глаза карие в косом разрезе век. Уши нормального размера, чуть широковато поставлены. Колодка крепкая, развитая и хорошо растянутая. Спина широкая, крепкая, прямая. Грудь широкая, глубокая, опущена ниже локотков. Конечности крепкие, костистые, мускулистые, прямые и параллельные с выраженными углами сочленений. Лапы в комке, развита щётка. Хвост в тугом кольце на спину. Одет пышно со стоячей остью, выражены муфта и баки. Хвост  в тугом кольце на спину. Мощные зубы с полной зубной формулой. Характер уравновешенный.
Кобель достаточно послушный и коммуникабельный, что без проблем позволяло перевозить его разнообразным пассажирским транспортом на дальние расстояния. В таёжных условиях к чужим людям недоверчив, а при проявлении агрессии к хозяевам способен их защитить. Хорошо усваивает пищу и сохраняет присущую лайкам особенность обходиться небольшим количеством корма при физических нагрузках.
Работать начал сравнительно рано для кобеля: по достижении возраста 6 месяцев (три из которых провел в тайге) самостоятельно находил и облаивал белку. В годовалом возрасте стал работать по глухарю, проявлять злобность и активное преследование в работе по кабану, но особенно активно работал по медведю, получив свой первый диплом III степени в два года. Урай от трёх до четырёх месяцев каждый год проводил в тайге на Полярном Урале, где использовался на охоте. В пять лет начал искать на водоемах и облаивать утку, битую птицу выносил на берег. В тундре на Ямале быстро отыскивал и добирал подранков на гусиной охоте. Для Бушуя-Урая  характерен широкий поиск, вязкость в работе по пушному и крупному зверю, работал верховым чутьем по белке и глухарю. Таким образом, по рабочим качествам Бушуй-Урай – универсал со зверовым уклоном. Хорошая вязкость, сильный доносчивый голос, выносливость, прекрасная ориентировка в лесу, крепость костяка и богатая одежда – сильные качества кобеля и его потомков, которые есть в Свердловской  (Нижне-Сергинский, Невьянский  и др. районы) и в Кировской области. Собаки (кобель и две суки) из Нижне-Сергинского района на районных выставках лаек получали оценки экстерьера «отлично», успешно используются на охоте по пушному зверю, барсуку, находят и облаивают лося.
Всё охоты Урая связаны в основном с Полярным Севером.
На р.Сыне в Ямало-Ненецком округе собак для работы по лосю не используют, поскольку это оленеводческий район, и охотники опасаются, что собаки начнут нападать на домашних оленей, поэтому таких собак сразу отстреливают. Несмотря на интерес Урая к копытным с детства, мы старались не поощрять его, чтобы не потерять собаку. А вот его активная работа по медведю нам была очень важна. Наши исследования проходили  вдали от поселков, вблизи (6-10 км) были лишь зимовья, которые с весны до осени пустуют. Медведи весной и осенью ищут пропитание по берегам реки и посещают избушки, надеясь поживиться рыбой из ледников, пищевыми отходами и т.д. Если нет собаки, то люди их не пугают. Поздней осенью, дождливой ненастной ночью мы на реке проводили свой очередной пробный лов, потому что рыба активно двигается по реке тёмной ночью. Урая решили не брать с собой в лодку из-за проливного дождя и заперли в сенях нашей избы на берегу. Вернулись с уловом около полуночи, только открыли сени, как он с рычанием и лаем стремглав бросился в тайгу от берега. Лай быстро удалялся, но идти за собакой в лес в полной темноте было невозможно. Минут через 20 кобель вернулся  возбужденный и взъерошенный. Утром пошли искать следы. Медведь шёл по тропинке с палым листом, но примерно за 90-100 м от избы резко свернул с тропы под прямым углом (взрыл мох, оставил след), уходя от преследования собаки, он умчался по горе в крепь. Урай учуял зверя в дождь, но при отсутствии ветра, в густой чаще преследовать значительно обогнавшего его медведя не стал.
Однажды по глухарю была очень оригинальная работа. Глухарей Урай причуял  в безветренную погоду в поросли березы и ивы на берегу реки за 80-100 м,  при этом пользовался ещё слухом. Своим поведением он дал понять, что впереди дичь – оглянулся, помахал хвостом, затем стал подходить с остановками, прислушиваясь. Всё закончилось резким броском в чащу кустарника высотой около 1-1,5 м. Один петух, взмыв в воздух, улетел на другой берег за 150 м, а второй взлетел рядом на старую высоченную лиственницу. Урай стал его азартно облаивать, что помогло добыть птицу. На клюквенном болоте не раз находил бегающих подранков и прикусывал за шею, добычу не рвал. После этого стоял у птицы, вилял хвостом, но не лаял, лишь  поскуливал. Раненного улетавшего глухаря после выстрела преследовал с азартом, отыскивал мертвого на земле и мог даже порвать. Затем приходил к хозяину и вел к птице.
По белке всегда работал азартно, успешно искал её в радиусе 1-2 км, чаще верхним чутьём в ельнике и на лиственнице. Когда проездом бывали в пойме Оби, то искал зверька и на высоких соснах и в кедровнике. Отличался тем, что ни белку, ни вытащенную им из воды утку никому (кроме мужа и меня) не отдавал, даже если их отстреливали из-под него другие охотники.
Будучи совсем молодым (около года), Урай дважды добывал горностая, подолгу выкапывая  зверьков из-под большого пня и корней дерева, придавливал, но не рвал. Куницы, соболя, лисицы в этом районе почти нет, т.к. высокая численность грызунов (основной их пищи) отмечается крайне редко. На Среднем Урале в период добычи пушных зверей мы не бывали, и собака не имела возможности по ним работать.
Хорошая сочетаемость со многими уральскими кровями и полнозубость, передаваемая по наследству, позволила успешно использовать Бушуя-Урая О.А.Госьковой в вязках с суками местных и привозных кровей для получения экстерьерного потомства с хорошими рабочими качествами. Также Урай улучшал у потомства качество псовины,  устранял недостатки зубной формулы и усиливал пигментацию светлых собак. Одним из его лучших потомков стал Урман св.17469 Н.В. Гобова. Урман стабильно демонстрировал сильные рабочие качества, универсальные, со зверовым уклоном, которые от вязок с ним уже проявились в следующем поколении.
Происхождение и фото потомков можно посмотреть по ссылке – http://lzsfoto.ru/u/uray-bushuy_goskova/
Классные потоми:

1 Атаман оч.хорошо IIIкп    вл. В.В.Баранов
2 Урман св.17469 отлично II,IIIк IIIбар вл. Н.В.Гобов
3 Балхаш св.343-0180лзс оч.хорошо IIIкп  вл. О.Р.Владимиров
4 Умка св.343-0107лзс отлично IIIк IIIм   вл. Р.В.Галиакбаров
5 Урий св.343-0411лзс оч.хорошо IIIк   вл. Н.В.Берсенёв

                                                                        О.А. Госькова, канд. биологических наук,
А.Л. Гаврилов, научный сотрудник,
Екатеринбург, июль 2019г.