Кому приходилось бывать в таёжных охотничьих посёлках Иркутской области, где-нибудь на Нижней Тунгуске, Киренге или в Тофаларии, тому непременно бросалось в глаза обилие лаек, возможность не сходя с места, насчитать до десятка этих красивых, добродушных псов. Многочисленность лаек – один из характерных признаков таёжных посёлков в наши дни. И это не случайно. Хорошая охотничья лайка для охотника – залог успеха на промысле, гарантия высокого заработка, основа благосостояния семьи, его положения в обществе. Лайка – это «глаза и уши» промысловика, это верный и преданный друг, а порой и единственный собеседник в течение всего промыслового сезона.
Иркутская область – важная охотничье-промысловая зона нашей России. Большинство районов имеет статус промысловых, т.е. таких, в которых охота, пушной промысел являются основным занятием коренного населения. Здесь действуют коопзверопримхозы, госпромхозы. Давние вековые охотничьи традиции имеют добрую славу. На учёте свыше 60 тыс. охотников-любителей и около тысячи профессионалов. В таёжном промысле ежегодно 7-8 тыс. охотников.
Иркутская область – родина разведения восточно-сибирской лайки. Здесь в 1969 году организован Иркутский питомник охотничье-промысловых собак, основу которого составили лучшие рабочие лайки промысловых районов. В настоящее время – это многочисленная, но мало изученная порода лаек.
Современная восточно-сибирская лайка – это крепкая, мощная, сильная собака. Рост выше среднего (до 64 см), формат растянут, несколько простовата. Голова сухая с широкой черепной частью, морда грубоватая, уши широко поставленные. У собаки богатый шёрстный покров: грубый прямой остевой волос, а под ним густой мягкий пух (подшёрсток), хорошо сохраняющий тепло. Хвост загнут на спину кольцом или серпом. Окрас разнообразный, но чаще чёрный, черно-пегий, карамистый (чёрный с подпалинами), рыжий и серый. Кстати, слово «карамистый» происходит от названия таёжного поселка Карам, расположенного на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области в верховьях речки Киренги. Оно вошло в кинологическую терминологию для обозначения окраса лаек чёрного с белесоватым, рыжеватым подпалом на лапах, животе, груди, морде и обязательно со светловатыми пятнами, «бровками» под глазами. Лаек такого окраса в больших количествах вывозили из этого района в начале 60-х годов. Сейчас они широко распространены. Именно карамистого окраса был чемпион породы на V Республиканской выставке охотничьих собак в 1972 году в Москве, -кобель Джульбарс – родоначальник породной линии восточно-сибирских лаек, принадлежащих Иркутскому питомнику.
Восточно-сибирская лайка в силу широкого географического распространения сохранила множество отродий – разнотипная собака. В этом её недостаток и преимущество одновременно. Генофонд восточно-сибирских лаек имеет важное народно-хозяйственное значение.
Селекционно-племенная работа с этой породой собак таит огромные возможности для выведения разных заводских типов, совершенствования породы в целом. К сожалению, она пока не заинтересовала ни научные учреждения, ни опытных селекционеров или генетиков.
По подсчётам в области имеется до 20 тыс. восточно-сибирских лаек. В охотпромысловом сезоне 1986/87 годов в пушном промысле приняли участие 7560 человек, в том числе 850 штатных охотников. Подсчитано среднее количество лаек: у штатных охотников – 3, у любителей – 2,5. Среди районов эти показатели различны. Так, по данным обследования поголовья лаек, проведённого в 1985-86 годах, в промысловом Качугском районе в коопзверопромхозе «Ленский» установлено, что в 11 русских посёлках на 25 колхозников имелось 68 лаек, или в среднем на одного охотника 2,7 собаки. В том же районе в эвенкийских посёлках Вершина Тутуры, Чинонга и Тыкса этот показатель составил 3,1 лайки на охотника. Например, 11 обследованных охотников в 1986 году в посёлке Вершина Тутуры держали 38 взрослых собак и 17 щенков, а средний показатель со щенками составил пять голов на одного охотника. При этом у штатных охотников количество собак составило 4,6. Следует отметить, что в этом районе эвенки охотятся преимущественно с лайками. Самоловный промысел плашками, кулёмками, капканами у них не развит. Русские же охотники, наряду с ружейным, ведут промысел капканами, поэтому собак имеют меньше, чем эвенки. Примерно такое же положение возможно с незначительными отклонениями и в других районах области.
Лаек, пригодных к племенной работе, с оценками экстерьера «отлично», «очень хорошо», и «хорошо» – довольно много – 80,3%. Этот факт позволяет в целом строить планы племенной работы с надеждой на хорошую перспективу. Однако в силу малого количества породных сук (32%) и их разбросанности по отдельным населённым пунктам практически организация племенных гнёзд и планов вязок крайне затруднительна. Предпочтение, отдаваемое охотниками кобелям (64%), и пренебрежение суками (36%) сдерживает успешное развитие промыслового собаководства области.
При всей внешней пестроте промысловых лаек они обладают рядом ценнейших качеств. Это работоспособная, выносливая и неприхотливая собака. Она обладает ярко выраженной страстью к работе по зверю. Каждая лайка – это самобытный талант. Её способность к разнообразной работе практически без дрессировки, без натаски, лишь в силу охотничьего инстинкта – уникальна. По специализации существует разделение лаек на пушных и зверовых. Универсальных лаек мало. По белке работают 80-85%, по соболю – 40%, по медведю – 5-8%, универсальны – 20%. До 70% шкурок белки, половину соболей и медведей, треть всех лосей добывают в области из-под лайки. В денежном выражении продукция охотничьего промысла, добываемая с лайкой, оценивается от 4,5 до 5 млн. рублей в год.
Доля лайки в добыче соболя в разных хозяйствах различна и колеблется от 4,4 до 80%. Например, в Тофаларском промхозе охотники тофы промышляют пушного зверя верхом на оленях и с помощью лаек, в единичных случаях применяют капкан. У русских охотников находит применение и капкан, и универсальная плашка, имеются оборудованные самоловами путики. Штатные охотники промысловых хозяйств развивают самоловный промысел, ежегодно строя до 20 тыс. плашек и кулёмок, завозят до 100 тыс. разных капканов. Для охотника-любителя у которого нет времени для строительства и обслуживания плашек, один из путей увеличения производительности труда является улучшение породности и рабочих качеств местных лаек.
Журнал «Охота и охотничье хозяйство» за 1987г.