В последнее десятилетие пробудился непосредственный интерес к домашним животным СССР. Все области животноводства обогатились трудами по описанию совершенно самостоятельных пород, о которых или знали понаслышке, или вовсе не имели представления. Между тем, наша страна отличается изумительным животным богатством. Ни в одной из отраслей животноводства до сих пор не вытеснен скот, обитавший в этих границах, несмотря на многократные импорты иностранных пород. Такую же картину мы наблюдаем и в области собаководства. При массовом импорте западноевропейских пород ещё много сохранилось местных, возникших на нашей почве или ввёденных к нам с незапамятных времен. Однако, эти местные породы изучены у нас крайне поверхностно.
Настоящую статью я имею в виду посвятить вопросу о наиболее важной и наиболее распространенной группе — лайкам. О лайках написано немало статей и даже книжек. Однако, сведения о них все же остаются в хаотическом состоянии.
Между тем, сами собой напрашиваются вопросы, касающиеся их подробного изучения. Здесь перед нами стоит вопрос о географическом распространении лаек и их точной классификации, основанной на стандартах. Когда мы будем иметь перед собой подробную карту их распространения и сможем отличать помеси от чистых пород, то этим значительная часть работы будет выполнена.
Задача поставлена здесь очень нелегкая и требующая многих лет работы. Ведь в лайках мы имеем очень смешанный материал. В них входит несколько принятых в зоологии типов: торфяниковой собаки, Иностранцева, промежуточной (пепельной), возможно и других. Поэтому краниологически мы должны рассматривать лаек как комплекс, конгрегацию типов и пород. Другими словами, по объему своих внешних и функциональных признаков они равны большинству вместе взятых остальных пород. Многое говорит за то, что масса пород Западной Европы была выведена из собак лайкообразных, в былые времена широко распространенных и там. Но теперь только Скандинавия и Финляндия проходят стадии превращения лаек в ряды культурных пород. Подобная судьба, вероятно, предстоит и нам. В этой группе заложены огромные задатки вариаций, служащих всегда началом образования новых рас. Выражаясь языком современной генетики, мы имеем у них весьма богатый, неисчерпаемый генофонд. Поэтому крайне интересно изучать не только признаки их рас, но и признаки индивидуальные. В настоящее время подбор среди них ведётся с довольно определенными ограниченными целями. Все неподходящее для условий промысловой жизни бракуется. Если же предоставить возможность этому «браку» развить в потомстве и некоторые нежелательные для промышленности признаки, то, вероятно, мы натолкнемся на признаки, ценные для других обстоятельств и для другой цели.
Полное изучение лаек и эту сторону должно иметь в виду.
В т-ве «Московский охотник» работает подсекция лаек. Но состав секции и проявленный широкий интерес к лайкам вообще показал, что основное место для работы по лайкам должно быть во Всекохотсоюзе. Упомянутая подсекция производит и некоторую общую работу. Составляется библиография, и разработаны индивидуальные карточки для изучения лаек. Некоторые студенты нынешних курсов охотоведения при Всекохотсоюзе согласились произвести по этим карточкам (анкетам) пробное обследование, и оно показало общую правильность намеченных в карточке вопросов. Выяснился также горячий интерес со стороны многих местных организаций и охотников. В ближайшее время предположено карточки напечатать в типографии и провести их распространение, центрируя обработку во Всекохотсоюзе. Какие же вопросы предполагается выяснить обследованием? Это я и хочу отметить, не указывая общих вопросов, свойственных всяким подобным карточкам.
Для данных характерны следующие вопросы: место (район) происхождения, точное назначение собаки, возраст, с которого пошла на охоту, описание родителей, количество щенят, возраст во время первой вязки, содержание собаки, корм, цена собаки, особенность данной собаки в возрасте щенка.
Далее идут экстерьерные вопросы: окрас, характер псовины, форма губ, склад головы, лапы, наличие прибылого пальца, форма хвоста, форма и длина уха, высота в плече, длина туловища, обхват груди, длина головы. В заключении даются вопросы, характеризующие собаку щенком: причины оставления на племя, наклонности — врожденные и благоприобретенные, охотничьи признаки.
Для иллюстрации того, что можно получить через подобные анкеты, я приведу сводку нескольких возвращенных карточек из Уральской области (Тагильский и Надеждинский округа). Из 6 анкет выяснилось, что обследованы: 1 зырянская, 1 остяцкая, 1 помесь зырянской, 1 северная, 2 неопределенные лайки. Из приведенного списка видна трудность установления точного отродья лайки. По их назначению характеристика очень интересна: одна лайка идет по зверю — лосю, соболю, кунице, белке др. (от птиц отучена); другая, зырянская — только зверовая, по крупному зверю и боровой дичи; третья, остяцкая, идет за уткой, боровой дичью, белкой, куницей, колонком; четвертая «северная» — зверовая и птичья, лучше идет за выдрой и уткой; пятая («неопределенная») — зверовая и птичья; шестая («помесь зырянской») — только птичья. Возраст названных собак от 6 месяцев до 10 лет. На охоту пошли: один с полугода, другие на втором году. В ответах о содержании видим, что 3 живут на цепи, а 3 на свободе в конуре. Кормятся все хлебом, некоторые ещё и свежим мясом. Из ответов о том, натаскана и была собака или сама пошла, оказалось, что натаскана была только одна («неопределенная»), остальные пошли сами, и только одна ещё была натаскана на медведя.
Психические качества, ценимые хозяевами, таковы: 1) хороший поиск, 2) охотничьи качества, 3) умная, 4) злобная (для медведя), 5) умная, послушная (это птичья). Цена определяется владельцами в 300 руб. (для награжденной б. серебр. медалью), остальные 75-100 рублей. Зырянская по окраске черно-пестрая, остяцкая — темно-желтая. Для одной отмечена сезонная изменчивость окраски: летом светло-коричневая, зимой темно-коричневая. По характеру псовины отмечается короткость шерсти у одних и удлиненность у других. В голове констатируется как наличие перелома, так и прямизна профиля. У трех имеется прибылый палец. Закручивание хвоста отмечается как левое, так и правое, а у одной (натасканной на медведя, «северной», 75-рублевой), хвост прямой. Короткие уши у четырех и длинные у двух (у зырянской и северной). Высота в плечах — от 45 до 60 см. По форме туловища собаки квадратные или удлиненные.
Таковы в общих чертах данные из пробных анкет. Каких-либо выводов здесь делать нельзя, и я говорю о них лишь с иллюстративной и пропедевтической целью. Думается, что если материал, подобный приведенному, поступит из какой-либо области в большом количестве, то мы сможем, во-первых, сделать некоторые обобщения и выводы, а, главное, сумеем научно и практически поставить вопросы для уяснения пунктов, вызвавших интерес или сомнение, путем посылки в заинтересовавшее место специальной экспедиции. По анкетам представляется возможным выяснить заводчиков лаек и составить мнение об отродьях и «бесспорной» лайке, которая по силе наследственных охотничьих свойств может быть не хуже принадлежащих к определенным отродьям.
Наибольшие затруднения и сомнения вызовут промеры. Для правильности и однотипности их придется дать контур собаки с чертежами главных промеров. Но в виду отсутствия на местах точных инструментов и опытных в этом деле лиц мы думаем указать немногие промеры, и им придется придавать весьма относительное, ориентировочное значение.
Серьезного внимания заслуживает способ распространения анкеты. Здесь, очевидно, придётся иметь дело с отдельными, заинтересованными охотниками, с экспедициями и с некоторыми организациями. Было бы крайне ценно, чтобы заинтересовавшиеся нашим начинанием лица непосредственно обращались за инструкциями и карточками или в Отдел собаководства Всекохотсоюза, или в наш журнал.
Мне кажется, что посылка экспедиций из специалистов будет более важна после анкетной ориентировки. Ведь территория распространения лаек огромна, а экспедиция может охватить лишь ничтожный участок.
Всякому ясно, что начинающаяся работа по планомерному, изучению лаек может вестись только через Всекохотсоюз и поэтому нужно надеяться, что в ближайшее время здесь будет организована секция лайки, долженствующая объединить в своей работе не только группу московских работников, но и лиц, знающих лайку со всей территории СССР.
Боголюбский С.
“Охотник” №8 – 1928.