<-->

Кое-что о воспитании охотничьих собак

Прогулки в радость

Часть 1. Как вырастить собаку для охотника.

Это не инструкция по натаске. Это рассуждение на тему: как раскрыть самые лучшие качества и в собаке и в ее хозяине?
Рискну предположить несколько методов, при помощи которых можно вырастить и воспитать не сломленную духом собаку, а собаку, желающую быть вам полезной и дома, и на охоте. Поверьте, воспитание собаки может быть удовольствием, одним из тех, что приносят удовлетворение в жизни. Вы можете вырастить собаку жизнерадостной, трудолюбивой, полезной и любящей вас.

Проблемы, которые могут возникнуть при воспитании, заключены в хозяине, а не в собаке. Самое лучшее для нее — это добрый, уравновешенный, понимающий хозяин с любовью и терпимостью в сердце. При обучении нужно постараться не ломать её самоопределения, т.е. состояния, в котором собака по своему выбору может находиться или не находиться под контролем хозяина. В этом состоянии собака уверена в себе и в своей способности контролировать собственную жизнь и окружающую обстановку. Пример: собака нездорова и у неё нет желания лезть в холодную воду. Нормальный хозяин увидит это и не будет настаивать на своей команде. «Натасчик» же возьмет длинную веревку и помощника. Они привяжут собаку посередине веревки и будут таскать её с берега на берег, пока она не перестанет сопротивляться и не поплывет сама.
Вы хотите, чтобы на охоте собаку не надо было контролировать, а просто охотиться. Вы хотите, чтобы собака была сообразительна и никакая ситуация не могла бы поставить её в тупик. Её хорошее поведение, физическое и душевное здоровье зависят от правильного воспитания. Если бы с вами кто-то обращался так, как обычно обращаются с собаками: противоречивые приказы, принуждение, подавление воли, неуважение к вашим правам  – вы бы дали отпор обидчику, и очень резкий. А щенок не может этого сделать, и вместо открытой борьбы он пачкает пол, грызет вещи, скулит, не давая вам отдохнуть. Имей он свои права в доме, он не стал бы так «мстить». Подобная «месть» — типичное поведение для подавляемых щенков. Если собака имеет право на проявление своей воли и самоопределения, она может сделать свой выбор. И только тогда собака уверена в себе и своей способности выживать.

Собаки В.И.Сочнева в транспорте

У собак очень сильно развито чувство собственности. Если вы дали что-нибудь щенку, то он считает, что это принадлежит ему, оно больше не ваше, и вы не можете им распоряжаться. Это и место, где он всегда спит, и игрушки, и, главное, — привилегии. Если вы хотя бы раз разрешили щенку посидеть на диване или во время обеда угостили его со стола, это его привилегия, и отныне он всеми доступными ему средствами будет биться за них. Если лишить их щенка потом, он не понимает, почему и начинает «мстить»: лает, скулит, грызет мебель. Вы подавляете его волю, и он борется за свои привилегии. Если вы разрешали щенку гонять по двору кошек, воробьев и т.д. То в поле остановить такую собаку очень и очень сложно. С этой проблемой постоянно сталкиваются «натасчики». Если вам кто-то сделает подарок, а потом заставит слушать выговоры и подвергать наказаниям за то, что вы неправильно поступаете с подарком, – да вы уничтожите этот подарок и у вас возникнет большой соблазн искусать такого «благодетеля».
Такими разрешениями и запретами, подкрепленными побоями, можно довести собаку до полной апатии, но зато вы будете полностью «контролировать» её. Дрессируйте – и получите бездушный автомат. Но это будет уже не охотничья собака. Ведь чутьё собаки – не только слух, зрение, обоняние, – это ещё способность анализировать, что она слышит, видит и чувствует. С каждым болезненным ударом, с каждой потерей привилегий, способность анализировать уменьшается, и это надо, себе четко представлять. Наказания портят чутьё у собак. И это на всю жизнь. У собаки может быть прекрасное обоняние («чувствует за версту»), великолепное зрение или слух, но в поле она совершенно беспомощна. И это ещё больше раздражает «дрессировщика». Он снова применяет наказание, и собака становится бесполезной, а к тому же вороватой, подлой, злобной и агрессивной со слабыми, на улице и дома.
Собака очень давно живет вместе с человеком и у неё есть какая-то связь с ним на ментальном уровне. Если хозяин печален, собака чувствует это и по-своему стремится утешить его. Если хозяин нервничает, что часто бывает на полевых испытаниях, то даже опытная, рабочая собака может допускать элементарные ошибки. Её разум взбудоражен, она может прозевать команду или пройти мимо дичи, не проявив чутья, чего на охоте не случилось бы с ней никогда. Некоторые владельцы собак замечают это и просят экспертов разрешить им взять на испытания незаряженное ружьё. Но эта хитрость не всегда помогает. Просто успокойтесь, вспомните, как вы себя чувствовали на охоте. Собака чувствует состояние, в котором находится человек. Вы замечали, собака мигом определяет человека, боящегося или ненавидящего собак, но так же быстро она распознает любителей собак.

О.А.Госькова со своим Бушуем-Ураем

Собака любит своего хозяина, хочет угодить ему и только жестокое обращение может сделать её злой или глупой. Поэтому мне не нравится слово «натаска», применяемое легашатниками и спаниелистами, пришедшее к нам, скорее всего, из Германии («воспитание» в немецком языке имеет основу глагол «тащить») вместо «нагонки», «приездки», «притравки», что всегда бытовало на Руси. В слове «натаска» – насилие.
Воспитывая щенка, нужно избегать «натаскивания» и подавления. Щенки лучше обучаются во время игры, всё схватывая налету. Изначально щенок более общителен и дружелюбен, чем вы. У него сильнее развита «ментальная» связь с вами. Если во время игры он сделает что-то правильно, просто обрадуйтесь этому, и щенок это поймет. Он станет повторять это действие вновь для того, чтобы доставить хозяину радость, и будет делать так, пока это занятие не надоест вам. Хвалите и ласкайте его, не бойтесь «переборщить», – собаку этим не испортишь. Обрадоваться – это не значит давать щенку подачку, эта просто испытать чувство удовольствия и внутреннего удовлетворения.
Постоянные одергивания и запреты хозяина довольно часто приводят к бунту. Подавление бунта с применением насилия, – это натаска. Натаскивайте и подавляйте щенка, – и вы потеряете его любовь. Например, позвольте щенку залезть к вам на руки, и он будет сидеть на руках очень довольный, пытаясь лизнуть вас в лицо. А теперь обхватит его и заставьте сидеть на месте, даже если он не пытается уйти. Он сразу начнет выворачиваться и даже пытаться вас укусить. Он станет бороться с вами, он рассердится, заскулит. А теперь вспомните: прежде чем вы попытались удержать его, он прижимался к вам и у него было прекрасное игривое настроение. Другой пример. Слепой щенок, неделя отроду, нуждается в подкормке. Хозяин, взяв его в руки, пытается открыть ему рот и сунуть туда соску с молоком. Щенок сопротивляется из всех сил, и у хозяина ничего не выходит. Пока он раздумывал, что делать, заметил, что щенок причуял молоко и тянется к нему. И только хозяин придвинул бутылочку, щенок вцепился в соску и деловито зачмокал.

Совместные игры помогают развитию

В собаке, которую ограничивают, понукают, управляют, заложено сильное беспокойство. С одной стороны, хозяин необходим ей, чтобы выжить: он кормит, ласкает, предоставляет крышу над головой, и она любит его. Но с другой стороны, тот же хозяин препятствует её самоопределению, а значит, выживанию. Всё её существование и жизнь зависят от того, имеет ли она право принимать решения относительно своих действий, игрушек и себя самой. Многие хозяева пытаются нарушить это право, ошибочно полагая, что неразумный щенок так ничему и не научится, если его не натаскивать». Поэтому хозяин становится «врагом», которого приходится избегать, игнорировать, хитрить и воевать с ним.
Сколько терпения и силы воли требуется хозяину, чтобы не изливать на собаку поток указаний и запретов. Как трудно «царю зверей» отказать себе в праве распоряжаться собачьим временем и пространством. Но так придется поступить, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос в настоящую охотничью собаку – партнера по охоте, и был счастлив, здоров и умен.
Собака чувствует себя уверенной и компетентной только до тех пор, пока у неё есть возможность отдавить больше, чем она получает от хозяина. Вспомните о несчастных, издерганных созданиях, проводящих свою жизнь на «диванах». Собаки не доверяет таким «благодетелям» и изводят их своими причудами. Вы должны позволять щенку быть полезным своей стае, позволять вносить свой вклад, даже если иногда это и дохлая крыса. Он должен сам решать, какой вклад он внесет. Если он что-то сделал под вашим нажимом, это нельзя считать его вкладом.
Щенок принимает посильное участие в вашей жизни. Сначала он дурачится и кувыркается перед вами, чтобы вызвать вашу улыбку. Став постарше, он несёт вам свою добычу, пытается понять, что же вы от него хотите. Если вы не принимаете его вклад, он начинает беспокоиться, начинает странно себя вести. Вы ругаете и наказываете его – и он становится бесполезным.

Квятковский И. «Охота» №9 – 1997.