За последние 15-20 лет в Екатеринбурге появилось немало собак привозных кровей из Кирова, Перми, Удмуртии, Башкирии и других регионов и областей России, а также ближнего зарубежья. Одна из немногих, которая не только закрепилась у нас, но и дала очень хороший результат – это Кировская кровь через «Соболя» В.С. Журбина и далее «Алтая» В.А.Шиверова.
Соболь представлял интересен для свердловских лаечников, прежде всего своим происхождением.
- Прямая отцовская линия уходит на Кировских собак, неизвестных свердловским лаечникам. Но через свою бабку, «Багиру» 5980/ЛЗС и далее «Дыма» 3319/ЛЗС, он уходил своим происхождением на «Сударя» питомника «Красная Звезда», одного из основоположников западносибирской лайки в России, т.е. у этих собак присутствуют общие корни с лайками Свердловских кровей.
- По материнской линии «Соболь» был интересен, прежде всего, наличием в нём крови волка (речь идёт об эксперименте в питомнике ВНИИОЗ, проведённым А.Т. и С.Д. Войлочниковыми), хотя совершенно неясно, какую роль этот зверь сыграл для улучшения каких-либо качеств западносибирской лайки (для этого надо провести серьёзный научный эксперимент с привлечением грамотных специалистов). Так что в лице «Соболя» мы имели самую обыкновенную, внешне типичную и ничем не выделяющуюся по экстерьеру и рабочим качествам западносибирскую лайку, каких тысячи по всей России.
В племенном деле он не получил широкого использования. Было три вязки с «Шалей» 2216/98 В.С. Журбина и по одной с «Диной» А.А.Толстого, «Бией-II» Н.П.Захарова и «Ютой» Н.М.Поршевникова. Почти все вязки дали классных потомков.
С «Шалей» 2216/98 было получено не очень экстерьерное, но вполне приличное по работе потомство, в том числе и работающее по зверю: лось и медведь. Основная масса щенков ушла на север Свердловской области. Оттуда всегда поступала очень скудная информация, также произошло и на этот раз, все связи были со временем потеряны. Те собаки, которые остались в Екатеринбурге, к сожалению, не дали приличного, для дальнейшего племенного использования, потомства.
От «Бии-II» Н.П.Захарова известна только одна собака – «Дамка» С.И.Маслакова, получившая за экстерьер «отлично» и диплом III по утке. От вязки с «Диной» А.А.Толстого было получено очень хорошее, однотипное потомство. Но весь помёт ушел на север, а информация о нём так и не поступила.
На фото Н.М. Поршевников с сыном Валерой и собаки «Юган» (слева) и «Юта» на открытии охотничьего сезона.
И вот вязка с «Ютой» Н.М. Поршевникова позволила взглянуть на эту кровь по-другому. Так уж получилось, и было совсем не случайно, что именно эта вязка дала тот необходимый результат, который вдохнул жизнь в эту, практически мало кому известную, кровь. Не буду раскрывать всех секретов племенной работы, т.к. не все это могут понять, но кое-чем поделюсь. Чтобы получить хорошее потомство, конкретно от «Соболя», необходима была сука с родственными кровями и несущая при этом в себе крови «Уральские». Это было необходимо для их дальнейшего племенного использования, в том числе и в секции лаек г. Екатеринбурга. Для этой цели очень хорошо подходила именно «Юта» Н.М. Поршевникова. В городе из этого помёта остался один кобель, «Алтай» В.А. Шиверова, который и стал единственным продолжателем Кировских кровей Свердловского разведения.
«Алтай» р.01.06.98г. рыжий с белым. Экстерьер: отл. Дипломы: IIIм, IIIу, IIIкп. Классных потомков: 7. Владелец Шиверов В.А. Екатеринбург.
Сам «Алтай» – это практически улучшенная копия своего отца, в том числе и со всеми чертами экстерьера, т.е. был получен линейный кобель. В работе он показал сильную охотничью страсть, широкий поиск, прекрасную ориентировку на местности; имел сильный характер и доносчивый голос, с удовольствием шёл в воду и доставал утку. Из-под него стреляли боровую дичь и пушных зверьков. «Алтай» облаивал лося. Также с удовольствием он работал по подсадным видам, показывая при этом злобу к зверю, смелость и грамотную работу.
Все вязки «Алтая» В.А.Шиверова дали классных потомков.
От вязки с «Белкой» Г.В.Перевалова получили «Нору» С.А.Арбузова – приличую по экстерьеру и рабочим качествам суку. Собака ниже среднего роста, но очень активная и настойчивая в работе с сильной охотничьей страстью. Раскрылась не сразу, но потом только улучшала свои охотничьи качества. Показала хорошую работу и по пушным видам, и зверовые качества. От вязки «Норы» с «Ют-Буяном» С.А.Арбузова получена прекрасная сука, лучшая на многих выставках Екатеринбурга и Свердловской области – «Мая» Ю.Д.Иванова, уже хорошо работающая по пушнине и показывающая задатки работы по зверю.
Было несколько вязок с «Тишкой» А.А.Завьялова. В Екатеринбурге остался один кобель – «Туман» М.А.Костылева. Очень интересный кобель. За экстерьер он получил отлично, а вот свои охотничьи качества не успел раскрыть полностью, и в итоге имел только диплом по утке. А в 3-х летнем возрасте был потерян.
«Туман» был повязан с «Дамкой» Е.А.Кошеленко и была получена очень интересная сука – «Лайма» Г.М.Шабардина. Это прекрасная породная лайка также очень хорошо проявила себя и по рабочим качествам: залаяла белочку, соболя, вольного медведя; получила дипломы по вольерному барсуку и кабану, показав при этом сильную охотничью страсть, вязкость и смелость к зверю. Вязки «Лаймы» с «Барином» 7382/07 В.Б.Братухина дали прекрасно работающих по зверю сук. К сожалению, одна из них в 2-х летнем возрасте погибла, уже сколько таких, под кабаном. Две другие из этого помёта показали хорошую работу по лосю.
«Багира» 6859/07 В.А. Журбина и «Бойка» 7134/07 А.И.Семёнова были получены от вязки «Алтая» В.А.Шиверова с «Пулей» 5204/04 Н.Н.Просекова.
На первом году в возрасте 4-х месяцев «Багира» попала в Ивдельский район и сразу показала сильную охотничью страсть, хорошее обоняние, настойчивость. Познакомилась с белкой, боровой дичью и уткой. В дальнейшем довольно быстро прогрессировала и с ней, на втором году жизни, уже добывали в достаточном количестве глухарей и белок. В последующее время она показала грамотную работу по кунице, барсуку и еноту. Также начала облаивать лосей. Страстно, злобно и вязко залаяла вольерного кабана и подсадного медведя, особенно в паре со своей дочерью, «Калитой» А.С. Журбина. Самое лучшее своё потомство она дала от вязок с «Варнаком» 7127/07 В.В.Ладейщикова. «Багира» с удовольствием ищет куницу, хорошо следит и облаивает до подхода хозяина.
«Бойка» 7134/07 А.И.Семёнова показала прекрасные рабочие качества. Эта замечательная собака заработала по традиционным на Урале видам охоты, пушным, с ней добывали белку, куницу, норку, глухаря, утку.
Также надо отметить и «Бику» В.И.Сочнева. Она получена от вязки «Алтая» В.А. Шиверова с «Дарькой» С.В.Левчука. На втором году она начала уверенно работать по белке, а на третьем – показала грамотную работу и по глухарю, и по кунице. Не брезгует «Бика» и уткой, с удовольствием плавает и достаёт её в любое время года, даже поздней осенью. С возрастом начинала проявлять и зверовые качества, которые передаёт и по наследству, что уже проверено в деле. Имеет три классных потомка.
Прекрасно себя зарекомендовала «Мира-Орья» В.С.Журбина. Собака неутомима в лесу, хорошо ориентируется, имеет активный поиск, сильную охотничью страсть и довольно хорошую вязкость. В работе по пушнине показала свои приличные качества при добыче белки, куницы. Также неплохо работает по боровой дичи. С удовольствием идёт в воду и достаёт утку. У неё известен только один классный потомок – Пума В.С.Журбина, полученная от вязки с Томом П.Носова. «Пума» имеет дипломы, но только по подсадным видам: медведь в паре и барсук III-й степени.
Как в дальнейшем использовать эти крови? Как говорится, вопрос конечно интересный! Тот племенной материал, который сейчас получен, наполовину и больше состоит из собак Свердловских линий. Ответ напрашивается сам, в дальнейшем лучше всего приливать хорошо знакомые, вдоль и поперёк, свои родные высокопородные крови, которые хорошо сочетаются между собой, что уже проверено практикой, т.е. дающие хороший результат и по рабочим качествам – «Уральские» крови.
Так же смело можно приливать и Пермские через «Илыча» В.С. Журбина и ««Югана» Н.М. Поршевникова
Ещё какие интересные качества имеют собаки этой крови? Они редко начинают работать на первом году жизни, в основном разлаиваются на второй год и обязательно работают по пушнине, особенно суки. А затем стабильно прогрессируют и окончательно раскрываются во второй половине своей жизни. Многие лайки со временем очень неплохо начинают работать и по зверю, в том числе и в паре. Любят воду, с удовольствием плавают, работают по утке. По характеру, в основном спокойные, уравновешенные и коммуникабельные в быту. Суки встречаются строптивые и капризные, а кобели жесткого характера, т.е. воспитание конечно необходимо. Так же собак этих кровей можно смело использовать для формирования поголовья, работающего по пушным видам. А оно в ближайшее время станет очень востребованным, т.к. спрос на пушнину за последние два года значительно возрос.
Кто они – эти замечательные собаки? В статье В.С.Журбина « ГИБРИДЫ – нужны ли породе лаек?» все эти прекрасные охотничьи собаки (лайки) названы гибридами. До каких же пор их будут так «обзывать»?
У них же волк уже в 7-м, 8-м и в 9-м колене! Что же ещё осталось тут от волка? Менее тысячной доли!
Есть ещё документ, где чёрным по белому написано, что это порода охотничьих собак – западносибирская лайка.
Все внешние данные, соответствующие основным породным признакам.
Есть высокая оценка экстерьера (отлично и очень хорошо) – подтверждающая соответствие породы-ЗСЛ.
Есть дипломы по рабочим качествам, полученные по «Правилам проведения испытаний лаек…».
Поведение всех этих собак: привязанность к человеку (хозяину), послушание, коммуникабельность, охотничья страсть, спокойное и уравновешенное отношение к посторонним людям, доносчивый голос при облаивании дичи. Разве этого мало, чтобы утверждать, что это охотничьи собаки?
Поэтому не надо никого обманывать и вводить в заблуждение – это все признаки лайки.
Поэтому поводу Г.З.Насыров в статье «Гибридизация лаек» очень точно и ясно выразился: «Можем ли мы сейчас позволить себе портить то, что не нами создавалось? Дай бог, нам сохранить эту уникальную породу такой, какой она нам досталась, ведь уникальное улучшить невозможно».
О возможностях улучшения рабочих лаек путем гибридизации с волком Н.А.Байков (1927) писал следующее: «непосредственное примешивание волчьей крови хотя и дает потомству рост, силу, выносливость и злобность, но лишает его тех драгоценных качеств, которые так ценятся в настоящей лайке: послушания, привязанности к человеку и звонкого голоса. Поэтому все местные промышленники предпочитают скрещивать своих собак не с волками, а с отдаленными потомками в четвертом и пятом поколении».
Эксперт – кинолог второй категории по лайкам
А.С.Журбин (Екатеринбург 2013 год).