Часть 1. Исторические этапы лайки и первая официальная информация о них.
Лайки – древнейшая породная группа охотничьих собак. Вообще, по мнению ученых, одомашнивание собаки произошло в эпоху мезолит, т.е. примерно 12 – 15 тысяч лет назад. Существуют две версии приручения (одомашнивания).
1. «Добровольное», т.е. предки собак, живя вблизи человеческого жилья, питались остатками пищи и постепенно приручались.
2. «Принудительное», т.е. человек брал щенка и приручал к себе, к жилью.
Процесс одомашнивания длился значительное время. Первоначальное (первобытное) применение собаки, бесспорно, – добыча крупных животных. Мотивом охоты была добыча мяса и шкур. Пушной зверь, думается, не представлял интереса, т.к. мясо куньих не вкусное, а шкурой и плеча не накроешь.
Многие тысячелетия шла эволюция собаки рядом с человеком. Обратим внимание на собаку таежных зон Евро-Азиатского континента. Интерес у северных народностей к добыче пушного зверя появился, видимо, пару тысяч лет назад с проникновением булгар (не путать с болгарами) в Предуралье и вызовом пушнины в Иран и Византию. С 11 века нашей эры к пушным богатствам Урала и Сибири стали добираться новгородские ушкуйники.
После похода Ермака в Сибирь вогулы и остяки уже повсеместно платили ясак. Это обеспечивало поступление баснословного количества меха в казну (Москву). Для примера: в начале 17 века ясак устанавливался в расчете 5 – 22 соболиных шкуры на человека. Тут, как говорится, и ленивый был вынужден охотиться. Спрос на пушнину у северных народностей способствует разведению лаек мелочниц, хорошо работающих по белке и куньим. Благополучие и материальное положение семей таежных аборигенов на много веков переходит в зависимость от удачливой охоты на пушных зверей. Но не следует думать, что манси и ханты вдруг стали вегетарианцами. Конечно, они также продолжали добывать лосей, глухарей и роль добычи мяса с лайкой не уменьшалась.
На следующем историческом этапе, более близком к нам, Урал и Сибирь населяют русские. А с 17 века идет бурное горно-заводское освоение Урала и Сибири. Поскольку охота с лайкой для такого населения не являлась главным источником существования и носила более спортивный характер (по трудам Г.И.Демидова, лучшие зверовые лайки оказывались у таковых). И действительно, достаточно вспомнить известных охотников с лайкой конца 19 века: А.А.Ширинского-Шихматова, Д.К.Нарышкина, Лялина, Н.Л.Федорова, которые в зависимости от материальных возможностей держали от 3-5 до сотни лаек для охоты на лося, медведя и т.д.
Первые литературные упоминания о лаечниках и лайках Урала можно встретить в трудах Д.Н.Мамина – Сибиряка. Он писал, что хороших зверовых лаек держат Чусовские вогулы в дер. Коптяки. Кто не помнит из школьной программы повесть уральского классика “Зимовье на Студеной” с действующим лицом вогульской лайкой “Музгарко”.
В Екатеринбурге в конце 19 века был известен охотник Г.О.Бреверн с лайками Нарым и Чулым, “склонными работать по зверю” (умер в 1909г.). В деревне Палкино был известен лаечник Митрофан Романович Кузьмин, его лайки считались мелочницами.
В трудах Г.И.Демидова есть упоминание, что в начале века хороших лаек держал слесарь Гуляев на Визе, там же упоминается о мансийских лайках с “красивыми точеными головами” “Чайке” и “Язве”, вывезенных с р. Лозьвы Ф.Ф.Крестниковым.
К началу века в Екатеринбурге было мало охотников, кто бы не держал лайку. Но отношение к ней было пользовательское. По выражению А.Т.Войлочникова, она считалась “мужицкой” собакой. И поэтому лайка не афишировалась. Да и лайкой называть стали её только в городах. А так, собака и собака. Даже сейчас в Северных районах области она называется собакой. Есть такая притча: У таежного жителя спросили: “Есть ли в озере рыба?” На что абориген отвечает: “Нет, рыбы нет, только щука.” Так же охотники тех времен, за охотничью собаку считали: легавых, гончих и т.п., но не лаек.
У известного в кругу лаечников В.С.Зубарева есть старая охотничья книга, написанная ещё через “ять”. На внутренней обложке этой книги, рукой специалиста по охотничьим собакам, а в 1927 году по заданию Уралохотсоюза, обследовавшего лаек Урала и Сибири, написано: “Белка повязана с Соболем 22.11.15г, повторно повязана 27.11.15г. с Бураном Бабиндева.” Запись привожу на память, дословность не гарантирую, но смысл сохранен, т.е. вязали кого и с кем попало и даже с разными кобелями.
В начале века, по воспоминаниям Ф.Ф.Крестникова, большой урон поголовью лаек нанесла гражданская война и последовавшие голодные годы 1920-22 г.г. Крестников писал, что в виду невозможности прокормить, уничтожались прекрасные лайки. Это имело место и в городах и в местах коренного обитания лайки.
В январе 1925г. впервые в Екатеринбурге и в истории края проводится выставка охотничьих собак, где особое внимание уделялось лайке. Были учреждены специальные призы для лаек из промысловых районов. Поэтому неудивительно, что среди 18 лаек в рингах можно было встретить рядом и городских, и из глухих промысловых районов собак.
Вообще, первая выставка собрала многих, ставших легендарными, лаек. Достаточно сказать, что на выставке были зверовые лайки двух известных лаечников Урала: Никиты Лаврентьевича Федорова из Нейво-Рудянки и лесообъездщика Степана Федоровича Щербакова, добывшего 78 медведей, из Монетной. Оба держали гнезда зверовых лаек. Две собаки из гнезда С.Ф.Щербакова были на первой выставке. Ставший легендой, “Красавчик” Щербакова С.Ф. на выставке был. Красавчик – серого окраса, по описанию судьи Ф.Ф.Крестникова, был осенист, голова и морда в шрамах, одно ухо надорвано, но держался на ринге с достоинством. О гнезде С.Ф.Щербакова рекомендую прочитать в книге Г.Г.Сосновского “На медведя”. Не все, видимо, найдут возможным прочитать её, поэтому скажем коротко, что Сосновский увез “Красавчика” в 1925г. в Карелию, где занимался охот.устройством и продолжал добывать с надежным помощником лосей и медведей. А потом, лишившись его, долго не мог найти ему замены и, в конце концов, был вынужден ехать специально на Урал за зверовыми лайками. И только из двух щенков, увезенных с Северной Сосьвы, вырастил зверовых собак.
В ринге сук первой на золотую медаль прошла темно-серая “Тавда” Демидова Г.И. от собак Щербакова С.Ф. От этой суки пошла женская линия, дошедшая до наших дней. На первой выставке был представлен лосятник «Сомко» Н.Л.Федорова из Нейво-Рудянки. Это был достаточно рослый мощный кобель, белого с серыми пятнами окраса. От собак Н.А.Федорова щенки приобретались по области и даже в центральные области России. Продолжателей этой линии держал Ф.Ф.Крестников. До предвоенных и первые военные годы можно было встретить этих лаек в Свердловске. Сомко вместе с призером первой выставки 1925г. «Приятелем» Серегина К.С. в 1926г. был делегирован на Московскую выставку. Держал лайку из гнезда лаек Федорова и Г.Н.Демидов. Но с современными западносибирскими лайками родство лаек Федорова сейчас документально не подтверждается. Не исключается, что более тщательные исследования могли бы найти факты, подтверждающие генетическую связь наших западносибирских лаек с гнездом лаек Федорова, т.к. племенное использование этих кровей было очень широкое в течение 15-20 лет.
Из гнезда зверовых лаек из Кушвы на первой выставке была “Муха” Долматова, происходящая от серого “Пикара” Крестникова и белой “Тундры” Трубина Б.Н. “Муха” Долматова войдет в одну из линий свердловских лаек через ч.Грозного 69/рксте, являющегося по матери дедом известного “Таежника” Бахарева В.Д. (“Таежного” “Красная Звезда”)
На первой выставке в ринге сук второй с наградой Б.С.М. прошла “Гекта” Топоркова А.П. В ринге кобелей с наградой на Золотую медаль прошел “Приятель” Серегина К.С, белый кобель с серыми ушами. От “Приятеля” Серегина и “Гекты” Топоркова в 1926 году был получен помет. Из полученных щенков был в последствии широко известен Остяк Каменева В.П., он прочно вошел в породу западносибирских лаек через ч.Грозного 69/ркстс. Мужская линия Приятель Серегина – Остяк Каменева прослеживается до 80-х годов в Свердловской области. Достаточно вспомнить Мукса УРВОО и породное потомство от него в послевоенные годы.
Отклики на выставку последовали сразу. В журнале «Уральский Охотник», известные охотники и любители лаек тех лет единогласно признавали, что эта выставка стала отправным моментом культурного разведения лайки.
Насыров Г.З. Эксперт-кинолог Всероссийской категории.