<-->

Выращивание щенка: первые шаги

Глядя друг на друга щенки лучше едят

Часть 2. Питание и воспитание щенка.

Правильное питание щенка – залог получения хорошо сформированной, сильной, крепкой собаки. В течение первых двенадцати месяцев формируется весь организм собаки: костяк, мышцы, шерстный покров, нервная система и т.д. Пища собаки должна включать в себя все вещества, необходимые для формирования организма. Основу пищи собак составляют белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и витамины. Поступают они в организм собаки в виде кормов животного происхождения, круп и овощей.
Щенка следует кормить часто, но понемногу. Наиболее рациональный режим питания щенков пород собак средних размеров следующий. В возрасте 1-2 месяцев щенка кормят 6 раз в день с объемом пищи каждый раз до одного стакана. Пища должна быть полугустой, в виде каши, подсоленной по вкусу человека, температурой около 40 градусов. В возрасте 2-3 месяцев щенка кормят 5 раз в день с объемом пищи до полугора стакана каждый раз. От 3 до 6 месяцев щенка кормят 4 раза в день с объемом пищи от 0,5 до 0,7 литра и в возрасте от 6 месяцев до одного года – 3 раза в день с объемом 0,7-1,2 литра каждый раз. Примерный состав и объем пищи щенка в возрасте до одного года приведен в таблице.
Примерный рацион щенка в месячном возрасте: 8ч. – каша на молоке или творог с молоком. 11ч. – каша на мясном бульоне с сырым фаршем (первая неделя), нарезанное мелкими кусочками мясо с тёртой морковью (в дальнейшем), вареная морковь на мясном бульоне с фаршем и кусочком сливочного масла; 14 ч. – густой мясной суп с морковью и мелко нарезанным вареным мясом; 17 ч. – каша молочная с половинкой яйца (только до двухмесячного возраста); 20 ч. – размятая тушеная морковь с сырым фаршем (первая неделя) или кусочками мяса (в дальнейшем) или с кусочком сливочного масла; 23 ч. – творог с молоком или кефир.

Щенкам около месяца, пора подкармливать

Если щенок не съедает корм полностью или ест неохотно, объем пищи надо несколько снизить, оставляя, однако, число кормежек в день неизменным. Несъеденные остатки пищи следует убирать. В месте кормления постоянно должна стоять только вода.
По достижении щенком 4-месячного возраста молоко следует давать не более одного раза в день.
Дважды в день в пищу щенку подкладывают минеральную подкормку (глицерофосфат кальция) в следующем количестве на один день: до 2 мес. – 1-1.5 г. от 2 до 4 мес. – 1.5-2 г. от 4 до 6 мес. – 2-3 г и от 6 мес. до одного года – 2.5 г.
Мясо в рационе щенка с 3-месячного возраста может быть заменено рыбой. При этом морскую рыбу можно давать в сыром виде, пропустив её вместе с костями через мясорубку, удалив предварительно голову, чешую и плавники. Речная рыба дается только в вареном виде. Количество потребляемой рыбы в полтора раза больше, чем мяса.
Начиная с 2-месячного возраста щенку следует давать вареные и тушеные овощи (до этого возраста — только морковь). Мелко нарезанную капусту, салат, зеленый лук можно давать в пищу в сыром виде. Полезно и недорого добавлять щенку в пищу молодую крапиву, ботву свеклы и т.п.
Зимой щенку необходимо давать жир для профилактики рахита. Рыбий жир начинают давать с нескольких капель, добавляя его в пищу, и постепенно доводят ежедневную дозу до одной десертной ложки. Если рыбий жир вызывает у щенка расстройство желудка, делают перерыв на два-три дня. Рыбий жир можно заменить витамином D в масляном растворе, давая его щенку в двухмесячном возрасте в количестве двух капель в день и доведя дозу до 6 капель в день в 6-месячном возрасте. При использовании витамина его дают с перерывами, приём в течение двух недель, затем перерыв на одну неделю. При отсутствии этих препаратов, что в последнее время вполне возможно, некоторыми заменителями могут служить костная мука (10г в сутки) и увеличенная до 5г в сутки доза глицерофосфата кальция.

Щенок готов к занятияям

Нельзя кормить щенка или добавлять ему в пищу следующие продукты: мелкие острые кости, трубчатые кости, свинину, разного рода копчености, пряности (перец, горчица, лавровый лист и т п.). бобовые (фасоль, горох, чечевица), недробленые крупы.
Желательно, чтобы кормил щенка всегда один и тот же человек. Лучше, если это будет сам охотник, ему будет легче осуществлять воспитание щенка, первичную дрессировку и натаску.
Правильное воспитание щенка обеспечивает удобство совместного проживания человека и собаки, подготавливает его к дрессировке и натаске и к успешному использованию на охоте.
Воспитание щенка – серьезный и требующий много времени процесс, начинающийся, как уже говорилось, с первого момента появления щенка у нового владельца.
Каждый охотник, приступающий к воспитанию щенка, должен твердо уяснить себе, каким должен быть он сам в роли воспитателя, чтобы его занятия с собакой дали положительные результаты. К сожалению, довольно часто бывает, что воспитатель-дрессировщик, прилагая массу усилий, добиться ничего не может, и виноват в этом, прежде всего, он сам.
Какие же качества должен постараться выработать у себя воспитатель? Прежде всего, это уравновешенность характера. Если человек не обладает уравновешенным характером, вспыльчив, то малейшее неподчинение собаки, её ошибка вызывают у учителя приступы гнева. Гнев приводит к наказанию собаки. Наказанная же не в соответствии с проступком собака отдаляется от человека, замыкается в себе. В результате разрушается контакт собаки с дрессировщиком. Чтобы восстановить этот контакт требуется время. Да и не всегда удается восстановить его в должной степени.
Дрессировщику нужно быть энергичным: пассивный человек, быстро падающий духом, или просто с ленцой не добьется хороших результатов. Он может отложить продолжение занятий в тот самый момент, когда как раз и надо закрепить успех, доработать выполнение приема, отточить действие собаки по команде.

Щенок начинает выполнять команды

Настойчивость тоже необходима дрессировщику. Нет ничего хуже, если дрессировщик, поставивший перед собой какую-то задачу, увидев, что решение её не так-то просто, бросает дело и переходит к чему-то другому. Надо добиваться непременного выполнения поставленной задачи, иначе собака решит, что выполнять ту или иную команду вовсе не обязательно. Простейший пример: дрессировщик зовёт собаку к себе. Собака не идёт по первой команде, не подходит и по второй, благодушный дрессировщик махнет на неё рукой: пусть погуляет. Это грубейшая ошибка. Следует запомнить: если команда отдана, она должна быть обязательно выполнена. Иногда дома собака резвится и мешает людям. Ей командуют: «Место!» Собака утихомиривается и садится в стороне, но не на своем месте. На этом дрессировщик успокаивается, а ведь он снова допустил ошибку: он должен был добиться, чтобы собака отправилась именно на место и легла там.
Точность, если угодно, пунктуальность человека – непременное условие качественной дрессировки. Больше всего это относится к командам, отдаваемым дрессировщиком. Если человек сегодня командует собаке «Лежать!», завтра «Лежи!», послезавтра «Даун!», то можно быть уверенным, что собака ни одну из этих команд не выполнит точно.
Самые главные качества дрессировщика — это трудолюбие и терпеливость. Десять, пятнадцать, двадцать раз приходится иногда повторять одно и то же, чтобы добиться от собаки желаемого действия. Нетерпеливый человек, даже добившись от собаки многого, может не сделать завершающего шага – отточить достигнутое. С его точки зрения, собака, выполняющая его команды почти правильно, уже готова. Однако это «почти» может свести на нет весь его труд.
Последовательность в дрессировке, движение от простого к сложному, от уже использованного к тому, что применяет усвоенное,- вот правильная постановка дела. Прежде чем учить собаку ложиться на улице, её нужно научить это делать дома. Дома — знакомая обстановка, меньше отвлекающих факторов,- собака научится выполнять команду «Лежать» довольно быстро.
Дрессировщику необходимо быть справедливым. Каждый проступок собаки должен вызывать ответную реакцию дрессировщика. Если собака допустила какое-то действие, зная, что за этим должно последовать наказание, она должна быть наказана. Но наказана в соответствии с этим проступком, а не просто наказана. Каждому проступку должна соответствовать своя мера наказания. Выбор здесь у дрессировщика чрезвычайно широк: от осуждающего слова до резкого действия. Человек может голосом осудить собаку, натянуть поводок, дернуть им, хлестнуть собаку прутиком, плеткой, использовать действие парфорса и т.д. С другой стороны, каждое правильное действие собаки должно вызывать соответствующее поощряющее действие дрессировщика. Здесь выбор средств тоже велик: от одобряющего слова до угощения лакомством. Вовремя погладить собаку, ласково потрепать ей шерсть и т.п. – прекрасные средства закрепления результатов дрессировки.
Дрессировщик должен быть строгим. Нельзя прощать собаке проступки или нежелательные действия. Одно или два таких прощения, одно или два позволения не выполнить задание – и дальнейшая работа с собакой в значительной степени усложнится.
Наконец, последнее. Дрессировщик должен знать основы теории дрессировки. разбираться в методах дрессировки, в положительных и отрицательных сторонах каждого, в целесообразности применения того или иного метода в каждом конкретном случае.
В процессе воспитания щенка непременно важно приучить к чистоплотности, отнюдь не наказывая за провинности, а всегда после сна, приема пищи или игры быстро выносить на улицу для отправления естественных надобностей. С приемом пищи лучше всего связать обучение команде «Ко мне!». Приготовив еду, следует ласково повторять команду «Ко мне!», сопровождая её кличкой, и, когда щенок подойдет, предложить ему его миску. Собственную кличку, а также команды «Место!» и «Ко мне!» в домашних условиях щенок должен хорошо усвоить к 2 – 2,5-месячному возрасту.
Во время прогулки не следует позволять посторонним дразнить или ласкать щенка. При себе на прогулке надо всегда иметь лакомство (сушки, сухари, печенье), поощряя щенка в случае выполнения им любого приказания, особенно команды «Ко мне!» Подошедшего щенка нужно угостить лакомством и немедленно разрешить продолжить беготню командой «Гуляй!». He надо звать щенка командой «Ко мне!» при окончании прогулки и возвращении домой – с этой командой у щенка не должно быть связано ничего отрицательного. При необходимости закончить прогулку или отвлечь щенка от каких-либо нежелательных действий следует присесть и сделать вид, что вы разглядываете что-то на земле. Щенок в большинстве случаев, увидев это, подбежит. Тут-то его и надо, поощрив лакомством, взять за ошейник и прицепить поводок. Если щенок не подходит к хозяину, наказывать его нельзя.
В это же время необходимо начать пресекать нежелательные действия щенка, например прыганье на детей или взрослых, используя команду «Нельзя!», отданную строгим голосом, и сопровождая её в случае неповиновения ударом прутика или свернутой в трубку газетой.

Приученный щенок с удовольствием идёт в воду

Удар газетой производит больше шума, чем боли, но действует на щенков неплохо. Нужно добиваться безусловного и быстрого выполнения команды «Нельзя!», в частности при попытках щенка подобрать и съесть на улице какие-либо отбросы. Вместе с тем надо помнить, что злоупотреблять командой «Нельзя!» не следует: она должна отдаваться редко, только в крайне необходимых случаях, и выполняться безукоризненно.
С 4-5 месяцев щенка важно приучить к команде «Сидеть!», а затем и «Лежать!», не выдерживая его на первых порах длительное время в этих положениях.
В это же время можно начать приучать щенка к выполнению команды «Рядом!», добиваться более или менее продолжительного движения щенка у ноги, сначала в тихом месте, а затем и в людном. Вместе с тем помните, что часть прогулки надо водить щенка на натянутом поводке, позволяя ему тянуть вперед, т.к. это способствует лучшему формированию конечностей и спины, а также укрепляет мускулатуру.
Придя с прогулки, следует вымыть и вытереть щенку лапы. Нужно помнить, собака, содержащаяся в городе, много времени проводит на асфальте, а асфальт — канцероген. После прогулки внимательно осмотрите конечности и живот щенка, уложив его на спину. Если так делать ежедневно, щенок привыкнет к этому, что сделает в дальнейшем более простым лечение порезов лап и других травм. Полезно время от времени осматривать зубы щенка, приучая его спокойно относиться к этому. В возрасте 5-6 месяцев щенка надо научить показывать зубы: для этого, усадив щенка, возьмите его двумя руками за морду (правой — сверху, левой — снизу) и пальцами раздвиньте губы вверх и вниз. Это пригодится на выставках, где показ зубов обязателен.
Если позволяет время года, то в возрасте 4-5 месяцев щенка нужно приучать к плаванию, для чего хозяин должен войти в воду на мелководье и подзывать щенка к себе, показывая ему лакомство.
С 6 месяцев желательно приучать щенка к наморднику, ознакомить с провозом на транспорте, с домашним скотом и птицей, пресекая его попытки напасть на них.
Только полностью прошедшая курс предварительной домашней дрессировки собака готова к полевой натаске. Дрессировщик обязан помнить, что на домашнюю дрессировку он может выделить несколько месяцев, на натаску же в поле – только несколько недель.

Н.Мамаева,
“Охота и охотничье хозяйство” №6 – 1995.