![](https://laikiural.ru/wp-content/uploads/2018/10/08.-и-в-машине-сидим-спокойно-300x200.jpg)
Часть 3. Обучение щенка плавать, подавать и выполнять команды.
После трех месяцев щенка постепенно приучают к ошейнику и поводку. К ошейнику, как правило, щенок привыкает быстро, а на поводке поначалу ходить не может, поэтому приходится следовать за ним и очень постепенно приучать к подчинению. В это же время его учат по команде сидеть и лежать. Впрочем, команду «сидеть!» щенок может познавать с двухмесячного возраста. Ему спокойным тоном командуют, а невысоко над его головой показывают лакомство.
Щенок невольно поднимает голову и, чтобы было удобнее видеть, садится. Сразу же надо повторить команду, похвалить щенка словом «хорошо» и дать лакомство. После нескольких повторений щенок по команде станет садиться, даже не видя угощения. Каждый раз вслед за этим надо хвалить щенка и подкреплять команду лакомством. Но повторять этот прием более двух-трех раз подряд не следует. Лучше отрабатывать его несколько раз в день. Щенок обычно понятлив, но непоседлив: отработкой этого приема и его подкреплением приходится заниматься всю собачью жизнь. Выполнение команды «сидеть!» очень удобно: можно временно оставлять собаку сидеть на привязи в транспорте, у магазина, да иногда и дома. Для некоторых пород охотничьих собак эта команда совершенно необходима.
Ещё один крайне необходимый навык для охотничьей собаки — апортирование, т.е. подача дичи, особенно с воды. Приучают щенка к подаче в трехмесячном возрасте во время игры с ним. Для этого бросают недалеко в сторону его любимую игрушку, и когда щенок побежит за ней и возьмет её в зубы, командуют: «Подай!» или «Апорт!». Затем быстро подходят к щенку, берут игрушку из его пасти, приговаривая команду и награждая любимца лакомством. В качестве лакомства лучше использовать печенье, кусочки сыра, позже — сушки, сухарики. Кусочки лакомства должны быть маленькими, как говорится, «на один зубок», чтобы собака не увлекалась едой. Кидать игрушку надо подряд не более 2—3-х раз, чтобы не утомлять щенка и не насиловать его ещё не окрепшую психику. Когда щенок подрастет, игрушку на улице можно заменить палочкой, а позднее к ней полезно привязать утиные крылья, чтобы щенок привык к предмету, щекочущему ему пасть. Ещё позднее поноску с крыльями надо утяжелить, чтобы собака привыкла приносить и довольно тяжелые вещи.
Кидать поноску нужно сначала недалеко, на виду у собаки, но постепенно следует приучать её разыскивать брошенный предмет в траве или кустах. Однако переусердствовать в этом нельзя: двух-трех упражнений кряду достаточно. Лучше повторять их несколько раз в день понемногу, чтобы собака с большей готовностью выполняла желаемое вами. При этом не забывайте награждать её лакомством и поощрительными словами. Отрабатывать этот прием нужно в разных местах: дома, во дворе, на лугу… Усвоение подачи – половина успеха работы собаки по утке, а для ретриверов это — главное.
![](https://laikiural.ru/wp-content/uploads/2018/10/06.-приученный-щенок-не-боится-воды-225x300.jpg)
Вторая задача работы по водоплавающей дичи — приучение собаки к воде. Лучше всего приучать её к воде со щенячьего возраста. Первые уроки состоят в том, чтобы на прогулке не обходить встречающиеся лужи, а смело шлепать прямо по ним и вести за собой щенка, чтобы он заходил в лужу, ничего не опасаясь. Дальше всё зависит от времени года и возраста щенка. Приучать его плавать надо не раньше, чем ему исполнится полгода, а лучше — не раньше восьми месяцев. Сначала пошлепать с ним по мелким местам водоема, потом заходить поглубже. Ни в коем случае нельзя бросать щенка в воду: таким способом собаку можно только испугать и навеки отучить от плавания. Некоторые собаки, попав в глубокое место, сразу начинают спокойно плыть, другие, более эмоциональные, попав в воду, начинают торопиться, выбрасывают передние лапы из воды, при этом они шлепают по поверхности и забрызгивают себе морду. От неприятных брызг они поднимают голову выше, задняя часть их опускается, и собака как бы начинает тонуть, что ей крайне неприятно, и она второй раз уже не захочет повторять эту процедуру. Поэтому если собака торопится, забрызгивает себя, надо пойти с ней рядом, положить руку на воду над лапами плывущей собаки и не давать ей выбрасывать их над водой. Два-три урока, и собака почувствует, что плыть легче не выкидывая лапы. Кроме того, надо стараться приучить её заходить в воду не прыжком, а спокойно, тогда плавание не будет неприятным.
Приучая собаку к воде, следует сначала побродить с ней по мелким местам, потом по местам, где чередуются глубокие и мелкие участки. Если она не хочет переплывать глубокие места, надо самому зайти поглубже, вынуждая собаку плыть за собой. Для этого незаменимы мелкие разливы небольших речек. Приучают к плаванию постепенно. Облегчает задачу хорошо отработанная подача. Для этого поноску кидают сперва на мелкое место, где не надо плавать, а затем подальше, но никогда нельзя забывать награждать собаку. Забросив поноску или палку в воду, надо быстро отойти от уреза воды на 5—6 метров, а потом и дальше, чтобы собака выносила поноску на сушу, к ногам хозяина. Ещё лучше приучить её отдавать поноску в руки. Для этого во время, когда собака подходит с ней к хозяину, надо быстро подставить ладонь и взять поноску из пасти, сразу же наградив и похвалив ученицу. Упражнение проделывать не больше трех раз подряд.
Есть ещё так называемый «егерский» прием приучения собаки к плаванию и к подаче с воды. Для этого собаку держат впроголодь, не кормят ни накануне, ни в день работы и приводят к водоему. Там на воду кидают кусочек сухого хлеба, сначала на мелкое место, потом поглубже, подальше, куда уже надо плыть. И собака сначала с осторожностью заходит в воду, берет кусок и съедает, затем идет смелее, а потом и плывет. Таким образом, она привыкает плавать и брать с воды. Позднее ей кидают палку с кусочком лакомства или без него, и тогда кусочек дают после того, как она принесла с воды палку.
![](https://laikiural.ru/wp-content/uploads/2018/10/07.-подготовленная-молодая-собака-225x300.jpg)
Приучать собаку к плаванию, а затем и к подаче с воды следует в теплое время года, в сравнительно теплой воде, ещё лучше — в жаркую погоду. Позднее, когда собака начинает устойчиво работать в воде, она поплывет за сбитой дичью и поздней осенью, зачастую проламывая ледок…
Воспитывая собаку, её надо приучать правильно вести себя среди людей на улице, в транспорте. На улице ей поможет выполнение команды «рядом!». В транспорте собака должна находиться на полу, а ещё лучше — под сиденьем. В автомашину первый раз щенка надо заводить, когда мотор выключен, а в машине следует дать лакомство. Перед поездкой не стоит кормить щенка, особенно если его в машине укачивает. Постепенно он привыкает ездить, а с возрастом чаще всего его перестает укачивать. Собака начинает любить машину, т.к. она вносит разнообразие в её жизнь. В чужой машине нельзя разрешать собаке садиться на сиденье. Небольших собак полезно приучать спокойно сидеть или лежать в рюкзаке или специальной сумке. Для этого щенку, который уже знает значение слова «гулять», дают эту команду, сажают в сумку и выносят из дома. На улице его выпускают на прогулку. Довольно скоро щенок привыкнет к сумке и даже полюбит её, правда, если с самого начала с ним не будут грубо обращаться.
Каждая породистая собака должна быть показана на выставке, где она получит оценку за экстерьер. При этом ей придется продемонстрировать свои зубы. Обычно осмотр зубов, особенно у молодых собак, превращается в муку для собаки и для эксперта и занимает слишком много времени. Поэтому приучать щенка показывать зубы нужно пораньше, чтобы к четырем месяцам он уже легко выполнял команду «покажи зубы!» Для этого следует спокойно поднять его губы сбоку, похвалить собаку и дать лакомство. Проделывать это надо несколько раз в день.
И последнее: со щенком надо можно больше разговаривать, объяснять ему, что надо делать, т.к. именно в щенячьем возрасте происходит его психическое становление возникает контакт с владельцем. Это возраст воспитания и воспитательной дрессировки. В дальнейшем щенок будет более податлив для специальной дрессировки.
Л.А.Гибет, эксперт-кинолог Всесоюзной категории.
“Охота и охотничье хозяйство” №6-7 – 2004.