На этой фотографии запечатлён Всесоюзный кинологический совет второй половины 70-х годов. Её мне любезно предоставила кинолог Свердловского областного общества охотников и рыболовов Ольга Всеволодовна Луценко. Её же рукой перечислены фамилии членов совета. В эти годы членом совета от Свердловской области был эксперт Всероссийской категории Сергей Михайлович Белоглазов.
Я был его учеником в прямом смысле слова. В 1979 году я, с отрывом от производства, окончил курсы экспертов-кинологов, а Сергей Михайлович был руководителем курсов, а также читал лекции по некоторым разделам кинологии. С.М.Белоглазов – человек, проживший трудную жизнь – много лет находился в сталинских лагерях. Он по-отечески опекал молодых экспертов. Большая заслуга Сергея Михайловича в быстром росте количества выставок и испытаний охотничьих собак, а также росте экспертов в области. Бесспорно, С.М.Белоглазов достоин отдельного рассказа о его жизни. К сожалению, я не сблизился с ним более чем деловые отношения молодого с опытным экспертом. В городе и области было много людей, близких к Сергею Михайловичу.
На фотографии «папа» кинологии Советского Союза. Он часто приезжал в Свердловск для экспертизы лаек – Владимир Владимирович Григорьев. Это – замечательный человек, яркий кинолог, организатор кинологического движения СССР. Я был с ним лично знаком, но не уверен, что он также считал. Очень много было у него таких знакомых, как я. В ринге вместе работать не пришлось, но я хорошо помню его приезды в Свердловск и его экспертизу лаек. На одной из выставок после гласной экспертизы дамочка, недовольная оценкой, данной В.В.Григорьевым её любимой лаечке, заспорила. Владимир Владимирович мочал, хмурился, а дамочка, вглядевшись в лицо Григорьева, закричала: «Да вы, пьяны!». Мы все ждали развязки. Нам было понятно, что дамочка абсолютно уверена, что её любимица самая, самая и должна ходить в головке ринга. А про эксперта она думала, что это какой-то свердловский мужичок, а не именитый эксперт, известный не только в СССР. В.В.Григорьев поправил галстук и выдал: «Нет, я не пьян, но вот вечером, обязательно напьюсь», – и продолжил работу в ринге. Владимир Владимирович был участником Великой Отечественной войны, офицер танкист, горел в танке. Имеет самые высокие правительственные награды, в том числе орден Ленина. Думаю, что близкие дружеские отношения он поддерживал с С.М.Белоглазовым. За кажущийся небольшой срок со дня его смерти до наших дней могила его утеряна! Архив или значительная его часть, обнаруживается в Удмуртии. Нужны ли комментарии к этому?
На фотографии все колоритные, известные кинологи Советского Союза. О каждом из них можно много и долго рассказывать. Остановлюсь на А.С.Лаврове, с которым не удалось быть знакомым, а на кинологических мероприятиях видел несколько раз. На одной из Московских выставок, какого-то высокого статуса, я впервые увидел А.С.Лаврова, который был экспертом ринга русских гончих старшей возрастной группы. Он был заметен не только в ринге, а обращал на себя внимание в любом скоплении людей. Прежде всего, на себя обращала богатая, пышная борода, тогда ещё только тронутая сединой. Одет был в расшитую, русскую косоворотку, подпоясанную тонким ремешком с болтающимися кистями. В диссонанс с косовороткой (входившие тогда в моду, но очень редкие и дорогие) – джинсы. Чаборный костюм завершали лёгкие туфли со всевозможными ковбойскими набойками. А.С.Лавров прохаживался перед расставленным рингом, ожидающим гласной экспертизы «генерала ринга». Впереди ринга был поставлен породный, правильный выжлец. Вцепившись обеими руками в поводок, его удерживал невысокий мужик. А.С.Лавров, начиная экспертизу, попросил мужика выдвинуться чуть вперёд, чтобы лучше было видно собаку. Мужик, поднатужившись, выдвинул выжлеца из ринга и наполовину роста исчез за выжлецом. Теперь он как бы выглядывал из-за собаки. «Ну-ка, не робей мужик, выдвигайся и покажись сам», – говорил А.С.Лавров, и, обращаясь уже к окружившим ринг зрителям, стал патетически оглашать: «Мал муж ростом, но как велик своими делами, смотрите, какого выжлеца он вырастил». Потом я узнал, что А.С.Лавров один живёт в Костроме или Коврове. Он бывший военный лётчик, много лет занимается экспертизой легавых и гончих. В более близкое к нам время я его видел в Коврове на кинологической конференции. Это был уже пожилой, подходящий к закату, человек.
Не могу не сказать несколько слов об Александре Павловиче Мазовере. Кинологическую деятельность он начал в 1924 году в Москве. Его основная деятельность связана с применением служебных собак в Красной Армии. В годы войны он командовал батальоном служебных собак. В санитарных упряжках и других службах отлично себя зарекомендовали охотничьи лайки. А.П.Мазовер имел связь с дислоцирующимся в Туринске питомником «Красная Звезда». Считается, что он мобилизовал Таёжника в Туринск в питомник «Красная Звезда». Все кинологи Советского союза учились на книгах А.П.Мазовера. В Свердловск он приезжал очень часто в военные и первые послевоенные годы. Занимался обследованием лаек Енисейских остяков. Основатель новых пород в СССР, в частности – московской сторожевой. А.П.Мазоверу приписывается подборка племенного ядра лаек питомника «Красная Звезда». В послевоенное время лайки питомника (практически все уральские лайки) стали основой западносибирской лайки. На этом закончим представление экспертов, запечатлённых на этой исторической фотографии. Мы же постарались осветить кинологическую деятельность тех, кто так или иначе близко связан с Уралом. Ну, а А.С.Лавров запал в память. Да и достоин человек того, чтобы добрым словом был помянут.
Эксперт-кинолог Всероссийской категории
по лайкам Г.З. Насыров (Екатеринбург).