Часть 1. Простые команды.
Щенок, появившийся в вашем доме, приносит много и радостей и огорчений. На него приятно смотреть, когда он играет или ласкается. Интересно видеть, как во время сна дергаются его лапы. Но он же может погрызть чью-то обувь, слишком часто приходится убирать за ним лужи. Если у вас семья большая, воспитывать щенка сложнее, потому что разным будет подход к нему у ваших близких, а щенок, как и взрослая собака, нуждается в одном покровителе, учителе, хозяине. Ведь собаки не понимают человеческой речи, поэтому интонации разных людей, их разная реакция на поступки собак не всегда могут быть понятными. К тому же щенки и взрослые собаки далеко не всегда могут понять, за что их наказывают. В результате же они теряют доверие к тем, кто их наказывает, становятся замкнутыми, трусливыми или злобными, не понимают или не желают выполнять даже самые простые команды. Щенок требует к себе ровного, ласкового обращения, и нужно стараться, чтобы только вы больше всего общались с ним, чтобы только вы обучали его выполнению тех или иных команд.
Воспитание щенка, обучение его – совершенно необходимы. Без этого невозможно будет обучать охоте уже взрослую собаку. Невоспитанная собака доставляет массу неприятностей хозяину: она вырывается из рук в погоне за другими собаками, далеко убегает, может гоняться за домашней птицей, подолгу облаивать лошадей или коров.
Вы должны быть внимательны по отношению к щенку. Нужно постараться узнать особенности его характера, чтобы правильно их использовать. Команды должны произноситься каждая с соответствующей ей интонацией. Иногда команду необходимо сопровождать жестом, условным свистком. Выполнение команды нужно обязательно поощрять сухариком, кусочком мяса или хотя бы лаской. Нельзя требовать выполнения одного и того же приказа многократно: щенку это может надоесть и он ослушается вас, что очень нежелательно. Команда должна быть обязательно выполнена – только так можно выработать абсолютное послушание. Для этого каждую из команд в начале обучения достаточно повторять всего 2- 4 раза в день. При этом, переходя к обучению следующей команде, нужно повторять предыдущую. Удобнее всего проводить такие уроки на открытом воздухе после того, как щенок вдоволь набегается. В качестве поощрительного угощения я, например, с наибольшим успехом использовал слегка подсушенные кусочки вареного мяса.
Начинать обучение щенка следует с двух-трехмесячного возраста. Последовательность обучения может быть следующей: приучение к месту (команда – «на место!») и чистоплотности; выполнение команд «нельзя», «взять», «ко мне», «рядом», «сидеть», «лежать», «дай», «ищи»… Этого набора команд вполне достаточно для обучения щенка.
Если у щенка есть постоянное и удобное место, то приучить его выполнять команду «на место!» – весьма легко. Для этого нужно только отводить его после прогулки на место и, по нескольку раз повторяя команду, добиваться, чтобы он оставался там.
Не следует наказывать щенка за оставляемые им в помещении лужи. Если наблюдать за ним и вовремя выносить его на двор или сажать в ящик с песком или опилками, то постепенно он сам к этому привыкнет и будет проситься…
У щенка обязательно должны быть игрушки: теннисный мячик, гофрированный резиновый шланг от старого противогаза или что-то в этом роде. Тогда обувь в вашем доме меньше пострадает от его зубов. Играть щенок должен без вашей помощи или, если уж вы примете участие в игре, ни в коем случае не следует вырывать у него игрушку, дразнить и злить его. Лучше игру использовать для обучения командам: «ко мне», «дай», «взять». Однако прежде нужно приучить щенка к ношению легкого и мягкого ошейника. Затем начинать обучение легче всего с команд «нельзя и «взять». Для этого, удерживая щенка за ошейник около миски с едой или у косточки, нужно приговаривать: «нельзя, нельзя»… Повторять это упражнение следует до тех пор, пока ваш питомец не остановится перед едой или лакомством по одной команде. Одновременно нужно приучать его к команде «взять». Для этого через некоторое время после выполнения первой команды нужно подать команду «взять» и пустить щенка к миске с едой или к лакомству.
Через два-три дня подобных упражнений, когда щенок научится выполнять ваши первые приказы, можно перейти к обучению команде «дай». Для этого, приговаривая слово команды, нужно ласково и вместе с тем настойчиво отбирать у щенка его игрушку, косточку или другой предмет. Каждый раз за выполнение этой команды щенка нужно похвалить, приласкать, а через некоторое время взятый предмет можно вернуть ему обратно. Ежедневно повторяя это упражнение, нужно добиться, чтобы щенок безропотно отдавал вам даже самый лакомый для него кусок. После этого все три усвоенных щенком команды можно повторять во время игры с ним. Бросая щенку мячик, вы командуете: «Взять!». Увлекшись игрой с вами в мяч, щенок обязательно принесёт его к вам. Этим случаем нужно воспользоваться для закрепления команды «дай». Отберите мячик, потом снова бросьте его и опять попросите его отдать, в этом и будет заключаться смысл игры. Со временем бросайте мячик подальше и лаской и лакомством добивайтесь всё более четкого выполнения этой команды. В будущем охотничья собака должна будет безотказно отдавать вам отстрелянную белку, найденного битого зверя; по этой же команде она будет подавать вам с воды убитых или подраненных уток. Поэтому команда «дай» нуждается в постоянном повторении и щенком, и даже взрослой собакой. Разнообразьте условия выполнения этой команды. Например, во время прогулки жарким летним днем бросьте в пруд или в речку палку. Скомандуйте: «Взять!». А затем, когда собака достанет палку, заставьте её выполнить команду «дай» и не забудьте, после этого погладить её, потрепать по холке, угостить лакомством.
Р.Лайкин,
“Охота и охотничье хозяйство” №4 – 1974.