В течение многих лет, в скальном урочище, между двух огромных валунов, образовавших небольшую пещеру, вход в которую зарос плотным кустарником, жила волчья стоя. Первым эту пещеру обнаружил молодой волк, изгнанный из стаи с началом гона. Он скитался почти целый год в окрестностях своего бывшего логова, пока случайно, в погоне за барсуком, не обнаружил это надёжное укрытие. Было лето, тепло. Корма хватало. И он матерел, беззаботно проводил время, выслеживая мелкую дичь, устраивая засады, но не нападая на крупных животных – кабанов и лосей, обитающих в тех же местах.
Осенью его в прежнюю стаю не приняли, и он был вынужден скитаться, ка и другие волки, не близко и не далеко от родного дома, пока не встретился с волчицей, такой же одинокой, как и он сам. Ему выросшему в стае, конечно, хотелось иметь рядом братьев и сестёр, с которыми можно было резвиться. Оставшись один, он тяжело переживал одиночество, и поэтому, встретив волчицу, с радостью принял её главенство.
По его новым мироощущениям он должен был стать её защитником, а в случае попыток других волков овладеть ею готов был перегрызть горло любому. Но, к счастью, драться не пришлось. Места, в которых они встретились, были свободны, и волчица пометила принадлежащую ей и её другу территорию, на которой им предстояло теперь жить. Пещера, в которой до этого молодой волк обитал один, была на этой территории, и он показал ей их будущее жилище. Весной волчица пришла сюда щениться, потом ещё не один раз появлялись в этой пещере волчата. В зиму её стая всегда была крепкой за счёт возвращающихся переярков и могла соперничать с любыми соседями. Но, рано или поздно всё кончается, однажды пришёл конец и это волчьей семье. Неожиданно для них налетели со всех сторон охотники на снегоходах и перебили всю стаю. Погибла волчица и пятеро её молодых волчат. Раненый в переднюю ногу матёрый попытался уйти. Но тягаться с техникой было бесполезно. И он, загнанный, рухнул на землю.
Охотникам давно хотелось поймать живого волка, чтобы доказать свою ловкость. В этот раз им это удалось. Раненого зверя разместили в большим гараже, освободив от стягивающих ноги и пасть ремней, которыми связали его после поимки. Волк не подавал признаков жизни и лежал какое-то время без движения. Затем, подняв голову, медленно отполз в дальний угол гаража и затих. Гараж был на две автомашины, но машин в нём не было, и он использовался просто как склад для бочек, ящиков и прочего мелкого хлама. В углу стоял старый мотоцикл с коляской, которым не пользовались уже два года.
Через день охотники собрались посмотреть, как живёт волк в гараже. Ожидая нападения, они вооружились рогатинами и только потом осторожно открыли дверь. Атаки не последовало. Волк лежал в углу под мотоциклом, положив голову на шкуру волчицы. Он совершенно не среагировал на вошедших! По всему гаражу были разбросаны разодранные шкуры других добытых волков, оставленные в гараже после охоты. Охотники осторожно подтянули к себе шкуру волчицы и вместе с обрывками других шкур подняли на бочку для горючего, на двухметровую высоту, чтобы он больше не мог их достать и рвать дальше. На следующий день картина повторилась. Волк лежал там же, а рядом с ним лежала нетронутая шкура волчицы. Пять других шкур были окончательно изодраны в мелкие клочья. Процедуру повторили и на утро обнаружили тоже самое. Только теперь волк, пытаясь вырваться на свободу (вероятно вместе со шкурой подруги), сделал подкоп под стеной. Как умудрился он одной передней лапой выкопать почти метровый ход, оставалось загадкой. Преданность волка своей подруге покорила охотников и они, посовещавшись, решили: когда нога у волка заживёт, выпустить его на волю. Но волка надо было кормить, и охотники отловили на свалке бродячую собаку и бросили в гараж ему на съеденье. Шкуру волчицы больше отбирать у него стали. Каково же было их удивленье, когда на следующий день волк пребывал на прежнем месте, а собака спокойно разгуливала по гаражу. Судя по всему, она совсем не интересовала зверя. Поэтому собаку попросту выгнали из гаража. Однако она, резко развернувшись, метнулась обратно в гараж…Поведение животных осмыслению не поддавалось. И. в коне концов, не сумев разгадать причины такого их поведения, оставили гараж открытым рассчитывая на то, что при наступлении сумерек зверь уйдёт. Но, как ни странно, волк не ушёл, и на следующий день его обнаружили на прежнем месте, возле шкуры волчицы. Правда, собака была съедена, что подтверждалось остатком её хвоста у дверей гаража.
Оценив по достоинству его верность подруге, охотники палками-рогатинами вытолкали волка на улицу и дали ему возможность уйти за околицу. Однако далеко от посёлка он не уходил и кружил вокруг ферм, наводя страх на всё живое. Приходил он ночью и к гаражу, о чём свидетельствовали отпечатки трёх лап, оставленные зверем на снегу. Весть об одиноком волке быстро разлетелась по посёлку и другие охотники, устроив засаду, застрелили его среди бела дня. Видимо в результате контакта с прежними охотниками, он перестал бояться людей и вовсе не собирался уходить в глухие места, подальше от тех, кто лишил жизни волчицу. Звериное чутьё его подвело. Может, он также, как принято у лебедей, решил разом покончить со своей жизнью, которая была для него бессмысленной без близкой подруги…
Журнал «Охотничий вестник».