Охотничья этика.

Этика - это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Охотничья этика – это неписанный кодекс норм поведения, требующий от охотника не внешнего соблюдения морали, а обязывающий его относиться к природе, животным и другим охотникам так, чтобы от этих отношений выигрывал бы сам охотник.

 

Этика охоты – это правила внутреннего убеждения и соблюдаться они должны не из страха наказания, а как требование совести, долга, чести, независимо от того, видит вас кто-нибудь или нет, есть рядом другие люди или вы с природой один на один.

 

Ничто не сближает человека с природой такой силой и остротой, как охота.

 

Охота позволяет с пользой для здоровья провести свободное время на свежем воздухе в непосредственном общении с природой и её красотами, так обогащающими внутренний мир человека, что он становится добрее, великодушнее.

В произведениях наших великих русских писателей и поэтов – Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, С.Г.Аксакова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и других, с впечатляющей силой воссозданы ощущения единства человека с нашей родной русской природой. Охота способствует гармоничному развитию человека, его физическому и нравственному совершенствованию, развивает наблюдательность, выносливость, бережливость по отношению к животному миру и природе. Но немало людей в нашем обществе, которые считают охоту аморальной, а охотников – злыми убийцами, ставя их на одну ступень с браконьерами.

Это ошибочное представление. В действительности охотник, как никто другой, заинтересован в воспроизводстве и охране охотничьих животных и птиц. Конечно, нельзя считать, что взаимоотношения охотников с природой находятся в идеальном порядке и что все упрёки к охотникам напрасны и не состоятельны. Нужно признать, что в последние годы во многих обществах воспитательная работа почти не ведётся при вступлении новых членов в охотничьи коллективы, охотничий минимум проводится формально, кандидатский стаж не выдерживается. А это происходит от того, что общества охотников, потеряв государственную поддержку, все усилия направляют на выживание. И поэтому сегодня от местных региональных властей так необходима поддержка и помощь обществам охотников в осуществлении многих задач, выполнять которые способны только общества охотников.

Этика охоты предписывает строжайшее соблюдение правил охоты, недопустимость нарушения их. Требует вести непримиримую борьбу с браконьерством. Охотникам предписывается быть вежливыми, корректными в общении со своими коллегами по охоте. Нельзя считать охотниками людей, которые убивают попавших в беду животных, стреляют в матку, изображающую себя раненой и, отвлекая от своих птенцов, а так же от птиц, лишённых возможности улететь, стреляют зверей, спасающихся от пожара, наводнения, урагана. Немало и таких, кто весной стреляет по стаям пролетающих уток, стреляют полезных птиц (дятлов, сов), зверей с маленькими детёнышами.

Охотник, соблюдающий охотничью этику, никогда не будет стрелять зверя из-под чужой собаки, стоя на номере облавной охоты, не выстелил по зверю, выходящему на соседний номер. Охотники на коллективных охотах обязаны знать, что добытый зверь (трофей) принадлежит тому охотнику, кто своим выстрелом нанёс зверю серьёзное ранение, а не тому, кто добыл зверя. При охоте на дичь (утку, тетерева, зайца и т.п.) владельцем трофея считается тот охотник, после выстрела которого дичь перестала двигаться.

Охотник, подранивший зверя или птицу, обязан добрать подранка, принимая все исчерпывающие меры. Обязательным является соблюдение норм отстрела животных и птиц каждым охотником.

Приведу нехороший пример. Охотясь с приятелем в Белавских лучах – это в устье реки Суры, в августе месяце мы стали свидетелями алчности двух молодых охотников. Погода стояла жаркая. За день эти молодцы добыли семь кряковых и пять чирковых уток. Уложив добычу в ящик, они задвинули его под свою автомашину. На следующий день им повезло меньше, они добыли по две кряковых.

После того, как мы их пристыдили за алчность, они собрались уезжать. Каково же было их удивление, что вся дичь, добытая ими накануне, издавала неприятный запах (протухла). Было очень жаль двенадцать загубленных без пользы уток. Охотник не только должен уметь добывать дичь, он обязан её обработать и сохранить.

Уважающий себя охотник, чтобы не допускать подранков, должен учиться хорошо стрелять, подогнав ружьё под своё телосложение, сбалансировать его.

Кроме этого обязан помнить, что убойная дистанция охотничьего ружья 35-40 метров и стрелять нужно тем номером дроби, который рекомендуется паспортом ружья по той или иной дичи и зверю.

Стрельба, выходящая за пределы указанной дистанции и неправильный выбор номера дроби приводит к подранкам, которые в большинстве своём гибнут.

В охотничьей этике немаловажным является и техника безопасности в обращении с охотничьим ружьём, требующая не направлять ружьё на людей и домашних животных, не стрелять на шорох, не стрелять по дичи, если есть опасность попасть в человека, не давать никому в руки своё заряженное ружьё. После выстрела необходимо проверять ствол – не застрял ли в нём пыж, не допускать попадания в ствол снега, грязи и воды. Подходя к населённому пункту или к людям, ружьё необходимо разрядить. Охотник должен помнить, что от воды, мёрзлой земли дробь рикошетит. Ружьё должно быть недоступно детям.

Если при нажатии на курок выстрела не произошло, не спешите открывать ружьё, т.к. может произойти затяжной выстрел. Каждый охотник обязан знать инструкцию по безопасному обращению с охотничьим ружьём.

Страшным бедствием для охотника являются лесные пожары. Поэтому охотничья этика требует от охотника строжайше соблюдать противопожарную безопасность. Причиной пожара может стать брошенная спичка, окурок сигареты, небрежно затушенный костёр и т.п. Статистика показывает, что по разным причинам в 90% случаев в лесных пожарах виновен человек, и только 10% возгораний происходит от гроз и других природных явлений. Хороший охотник знает, что безопасен костёр лишь тогда, когда он разведён и потушен с соблюдением всех правил пожарной безопасности.

Охотничья этика полностью исключает злоупотребление охотниками алкогольных напитков, как перед охотой, так и во время неё, нетрезвый человек с ружьём опасен для окружающих. Неэтично охотникам на привалах оставлять после себя различный мусор, мыть автомашины у рек и озёр.

В  охотничьей этике главное – соблюдение норм морали, обычаев, всех принятых правил и законов, что придаёт охотникам взаимное уважение друг к другу, чувство товарищества и доверия.

Хочется призвать всех охотников неукоснительно следовать охотничьей этике. От этого выиграет наша природа и мы с вами.

В.С.Коринский, член НОООиР с 1955 года.

Газета «Охотник и рыболов Поволжья и

Урала» №4 за апрель 2011 года.